Больше рецензий

11 апреля 2020 г. 18:32

422

3 Каждый из нас нечто большее, чем наш наихудший поступок

Милосердие и сострадание. Добродетели, к которым на протяжении всей книги и всей жизни призывает Брайан Стивенсон. Призывает на лекциях, в судах, в тюремных залах для встреч, обращается к прокурорам, судьям, свидетелям, присяжным. Старается заложить это в головы учеников и студентов, чтобы внести лепту в формирование иной судебной системы руками следующих поколений. Он снова и снова призывает исправить вопрос "заслуживает ли подсудимый смертной казни?" на "имеем ли мы право приговорить к смертной казни подсудимого?" Этот призыв звучит не из уст праповедника, а из уст юриста, адвоката, поверенного. Человека, который своими глазами видел осуждённых, готовящихся пройти свою последнюю "зелёную милю", и которому есть что рассказать о расовом неравенстве и несправедливости судебной системы. И несмотря на постоянную и продолжительную борьбу - в 29 штатах смертная казнь не запрещена до сих пор.
Уже после выпуска из школы в условиях современного плотного информационного потока западного направления о расовой сегрегации, рабстве, апартеиде, Ку-клукс-клане, Гражданской войне между Севером и Юге, судебной системе США и смертных казнях мы смотрим, читаем и знаем гораздо больше, чем о Крепостном праве, Гражданской войне 17-22гг. и в целом - больше, чем об истории своей собственной страны. Даже если в своей жизни мы ни разу не видели в лицо ни одного афроамериканца. Несмотря на казалось бы отдаленность этой темы я испытывала искреннее сочувствие, когда читала и смотрела "Убить пересмешника", "Зелёную милю", "Прислугу", "Жареные зеленые помидоры", "Пой, даже если не знаешь слов" и множество других книг и фильмов. Чем отличается "Звонок за ваш счёт"? Во-первых, это полностью реальная история. Во-вторых, её рассказывает юрист. Лично для меня это значительно (значительно!) усложнило чтение. Десятки имён осужденных, большинство историй и характеров которых не слишком тщательно раскрываются, то исчезают, то вновь появляются на страницах произведения, путаются, теряются и выскальзывают из памяти... Эта книга настойчиво требует от читателя неотрывного внимания и напряжения памяти на протяжении 450 страниц, осложненных лавиной ссылок, отправляющих в конец книги (итого 154 ссылки без учёта * в конце страниц). Эти истории не прошли через призму восприятия ребенком, как в "Убить пересмешника" или "Пой, даже если не знаешь слов", но у автора и не было цели предельно упростить свою историю для простого обывателя. Произведение не воспринимается как художественное: со множеством терминов, ссылок, имён и дат - это, скорее, популизированный научный труд, который требует от читателя заинтересованности в юридических вопросах и жёсткой читательской дисциплины.