Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

и амбассадор книг, написанных на русском языке

9 апреля 2020 г. 22:16

980

3 Шпили и фронтоны

Мне стоит уточнить для начала, что фронтон – это треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей (смотри пикчу в конце), и что Дом о семи фронтонах технически отнюдь не то же самое, что Дом с семью шпилями, который упоминается в переводе 2012 года (шпили ≠ фронтоны, Петров и Баширов вам это подтвердят).

Строительство многощипцовой крыши (именно о такой крыше речь и идет - крыши, в которой фронтонов, более чем два) трудоемкое и затратное, но на выходе такая крыша себя окупит, она будет реже нуждаться в кровельном ремонте, а хозяин такого дома становится владельцем оригинального и приметного строения (мои соседи вам это подтвердят).

Лукавый судья Джеффри Пинчон (но не Томас Пинчон , а жаль) кружит вокруг этого примечательного дома с семью фронтонами (говорят, что Пинчоны построили этот дом на крови, и поэтому сам дом и его обитатели прокляты, но это все так, слухи); судье не нужен этот дом сам по себе, но есть опять-таки легенда о сокрытых в нем несметных богатствах, и как тут удержаться от того, что бы не... (недавно откинувшийся жилец дома Клиффорд Пинчон вам это подтвердит)...

Исподволь нагнетаемая готика сочится отовсюду: из старого портрета пуританина Пинчона и легенды о его скоропостижной таинственной смерти, из трещин в коре старого вяза Пинчонов, из непригодного для питья источника Моула; даже из каждой какашки живущей там ныне собаки прет готическая тревога, но там, где размах был на рубль, исполнение же оказалось на копейку (вам это подтвердит почти любой рецензент).

Леди Гепзиба Пинчон предпринимает жалкие попытки на протяжении сорока лет сохранить истлевший очаг и ваш интерес к книге, но дом с семью фронтонами, как и замок Броуди обладает собственной волей, подавляющей любые потуги вернуть ему жизнь, и лишь цветы прекрасной Элис Пинчон распускаются ранней весной, быть может оттого, что растут в саду за стенами дома, а не в самом скорбном жилище (маленькая фея этого дома - малютка Фиби Пинчон вам это подтвердит).

Интрига, впрочем, скоро раскрутится так, что вы ее и не заметите, ведь лошадки, которых так долго запрягали, не разгонятся до скорости света, эти лошадки - такие же увядшие и унылые как имя старой девы леди Гепзибы, и дом, хранивший сотню лет свою тайну, наконец-то ее выдал, ну выдал и выдал, чё теперь... (сам автор вам это подтвердит).

Ну да ладно, это я все насмешничаю. Слушайте же дальше.

Одноименный голливудский фильм 1940 года выглядит на фоне своего бумажного брата куда более интересным. В нем повестка тоски и уныния заменяется на осмысление чувства родовой вины (в деревне ходят слухи, что дети не в ответе за грехи родителей, но это только слухи), и это, как мне кажется, более соответствует настроению самого Натаниэля Готорна, испытывавшего вину за своих предков, принявших активное участие в охоте на ведьм. В начале фильма Клиффорд Пинчон говорит, что наследие Пинчонов включает в себя не только обширные земли, но и сомнительные подвиги предков (продажа сведений и боеприпасов противнику во время войны, махинации с землей и капиталами, передача прости-господи Массачусетса Канаде, и все ради наживы). В дальнейшем в сюжет будет также приплетена проблема подпольной работорговли, в которой участвует главный антагонист.

Экранизация довольно вольная, в ней Клиффорд Пинчон из душевнобольного сломленного человека преображается в графа Монте-Кристо, который провел в тюрьме двадцать лет вместо книжных сорока, и вышел на свободу довольно нестарым человеком, полным сил и планов отмщения. Кузина Гепзиба более не оскорбляет его чувство прекрасного своим уродством, в то время как книжная Гепзиба

не только поддалась влиянию восточного ветра — она сама в своем толстом платье и тюрбане на голове была настоящим олицетворением ненастья.

Та самая Гепзиба Пинчон, несмотря на свое чопорное холодное имечко, предстает не столько увядшей близорукой старой девой, испытывающей колоссальные душевные муки от необходимости работать, сколько умудренной жизненным опытом строгой женщиной, стойко переносящей свои горести. Опять-таки напомню, что книжная Гепзиба мытарствовала 40 лет, а киношная всего 20, так что выглядит она очень даже привлекательно и тем самым претендует на свою любовную линию, все-таки Голливуд не был готов в 1940 году устраивать личную жизнь пожилой женщины, особенно такой, какую представил в своем произведении Натаниэль Готорн. Отношения Гепзибы и Клиффорда из братских переквалифицировались в романтические.

Молодые персонажи обеспечивают более интересную динамику. О натянутости-притянутости отношений Фиби Пиночон и Холгрейва можно судачить до утра, но молодые энергичные люди нам нужны. Как я уже упомянула, в фильме сюжет был перекроен чуть более чем полностью, но это совершенно точно пошло ему на пользу, и такой фильм я могу с уверенностью рекомендовать, в отличии от книги, которая, прямо так скажем, на любителя.

Антагонист на месте, он выразителен и вызывает тревогу. В его лице герои борются с тенями прошлого, с проклятием скорее рукотворным, нежели мистическим, и наш антагонист судья Джеффри Пинчон и характером, и внешностью походит на своего предка полковника Пинчона, построившего дом с семью фронтонами.

...часто человек строит большой мрачный дом для того только, чтобы умереть в нем и чтобы потомство его бедствовало в этом доме. Он кладет свой труп под его срубом, вешает свой портрет на стене и при этом надеется, что его потомство будет в нем благоденствовать!

Мы во всем зависим от людей несуществующих. Мы читаем книги мертвых людей, мы смеемся над шутками мертвых людей и плачем от их пафоса; мы больны болезнями мертвых людей, физическими и нравственными. Что бы мы ни задумали сделать по собственному усмотрению, холодная рука мертвого человека вмешивается в наши замыслы. Посмотрите куда хотите, вы везде встретите бледное, неумолимое лицо мертвеца, от которого леденеет сердце. И сами мы станем мертвыми, прежде чем скажется наше влияние на мир, который будет уже не нашим миром, а миром другого поколения… Я должен сказать также, что мы живем в домах мертвых людей, как вот, например, в Доме с семью шпилями!

P.S. кажется, мы стали забывать, что шпили ≠ фронтоны

Прекрасный мрачный дом во всех своих ипостасях сохраняет свое пугающее величие, свою особую атмосферу. Чего стоит сцена, где молодая Гепзиба с грохотом закрывает ставни проклятого дома – источника всех ее бед! Все сводится в итоге к тому, сможет ли герой (добровольно ли, насильно ли) покинуть проклятый старый дом, ведь исход таков – либо ты его, либо он тебя. Сам дом, по словам Готорна, не имеет прототипа, но совпадение ли, что в Салеме до сих пор стоит дом с таким же названием и с таким же количеством фронтонов!

картинка Ms_Lili

Однако, если вам все-таки по душе дома-носители семейных тайн, рекомендую вам «Тайна высокого дома» Николай Гейнце , более законченную и проработанную книгу в духе старой готики (я вам это со всей уверенностью подтверждаю).

Долгая прогулка