Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

7 января 2012 г. 17:17

3K

3

*мрачно* Новый год я встретила в метро. В «Метро 2033».
Ну, сама виновата. Хотелось покончить с этим занудным чтением поскорее и не тащить его в следующий год. Опять же книга для меня оказалась 52-й в 2011 году — как было бы красиво: в году 52 недели, а в списке прочитанного — 52 книги. Не вышло. Так что эта рецензия — автоепитимья за излишнюю любовь к многозначительности и «круглым» числам.


Не понравилось мне сочинение товарища Глуховского. И не мрачностью своей, и не маскулинностью, и не практически голым экшном — как раз всё это я с готовностью могу понять и принять у других писателей, — а линейно-отрезочной композицией (будто пачку спагетти на пол уронили), ложно-многозначительными умствованиями, на которые читатели, однако, ведутся (да, я изучила список цитат), дурацкими ошибками и небрежностями, которые были бы простительны сетевой литературе или сценарию компьютерной игры, но не выдержавшему несколько переизданий «культовому роману».
Доказательства?.. Сколько угодно.

Артём забежал вперёд и, не зная, что делать, направил луч фонаря Кириллу в глаза. Они были закрыты, но Кирилл вдруг сморщился и сбился с шага. Тогда Артём, удерживая его одной рукой, другой приподнял ему веко и посветил прямо в зрачок…


Вопрос к знатокам: ЧЕМ Артём держал фонарь? Если вопрос кажется вам слишком сложным, попробуйте в домашних условиях выполнить это упражнение: одной рукой держите спарринг-партнёра, другой открываете ему глаз, ну, а третьей… :))

Реальность возвращалась не сразу, она медленно вырисовывалась, как проступают нечёткие очертания на плёнке, опущенной в раствор для проявки.


На плёнке?.. Глуховскому, видать, только понаслышке известен процесс проявки и печати — такой, каким он был ДО появления «мыльниц» и бесчисленных фотосервисов. Во-первых, плёнку во время проявки увидеть нельзя, иначе кранты плёнке. Во-вторых, очевидно, речь идёт о фотобумаге. И в-третьих: в мире постапокалипсиса это сравнение вообще выглядит неуместным архаизмом.

…а большая часть мебели была заботливо укутана целлофаном.


Полиэтиленом же, ёлки-палки! Эта речевая/смысловая ошибка — моя давняя головная боль, но от писателя не ожидала :(

Столовая находилась в центральном тенте…


Из контекста понятно, что под центральным тентом.

И многое прочее. Вот, например, сцена истерического бегства населения с одной из станций под ураганным огнём противника. ГГ подбирает в туннеле старика с сердечным приступом, даёт ему нитроглицерин, поднимает несчастного и волочёт с собой, чтобы спасти. А тот, не проходит и двух минут, начинает соловьём разливаться, и тарахтит, и тарахтит без остановки, представляется-знакомится, рассказывает, стихи на немецком цитирует и тут же переводит, бумажки какие-то из карманов вытаскивает, чтобы показать… Да, а сзади продолжают стрелять, а вокруг бегущие, орущие и падающие люди… Не верю. И, случись такое, Артём, несмотря на всю свою аморфность, должен был бы дать невозможному Михаилу Порфирьевичу леща хорошего и заставить его заткнуться, беречь дыхание и шустрее переставлять ноги…
Кстати, об аморфности ГГ. Любимый мною давно и прочно Руслан Киреев когда-то сформулировал, выстрадал даже, концепцию амбивалентного героя, за которую был неоднократно бит. Так вот, Артём не амбивалентен, он именно аморфен, он попросту никакой.

Он замолчал, испытующе глядя на Артёма: как тот отнесётся к его истории? Тот неопределённо пожал плечами: дескать, почему бы и нет.


И вот так во всём. «Почему бы и нет» — такое впечатление, что вся книга под этим «девизом» написана. И если к самому Глуховскому вполне применимо знаменитое «Он пугает, а мне не страшно», то о главгерое хочется выразиться словами О.Генри: «Он был свеж, как молодой редис, и незатейлив, как грабли».
А эта манера писателя снить своему ГГ сны! Главное дело, смысла в этих снах Веры Павловны никакого. Гай Юлий Орловский, не к ночи он будь помянут, хотя бы поесть своих бестолковых персонажей усаживал то и дело для «листажа» :)
Да, и ещё очень бесило слово «гермозатвор» во всех падежах. Оно никак не хотело распадаться на нормальные смысловые части и воображалось то демократизатором, то неведомым палеонтологам ящером, что-то вроде гермотозавра…

Спрашиваете, почему тогда три звезды, а не две или одна?
Во-первых, было (совсем немного) и того, что всё-таки понравилось. С вашего позволения, ещё несколько цитат.

—…Всему пришёл конец, мой друг. Я не знаю точно, как это получилось, но на этот раз человечество перестаралось.
* * *
—…Товарищ Москвин занял сталинскую позицию, отказавшись от всеметрополитенной революции, официально открестившись от Интерстанционала и прекратив поддерживать революционную деятельность…
* * *
Времени прошло, как ему показалось, немного, хотя он и не мог сказать, сколько, потому что в темноте минуты слиплись.
* * *
Количество мест в раю ограничено, и только в ад вход всем открыт.


…и, конечно, навороты о судьбе от двоих хиппи на Полянке (двусмысленность)… ;)
Во-вторых, книгу эту мне дал почитать strannik102 , избавив меня от необходимости покупать опус Глуховского и держать его дома на любимых полках с фантастикой.
А в-третьих, «Метро 2033», как я надеюсь, лишь мостик к двум книгам из Метродиссеи, которые я по-прежнему хочу прочитать: «Путевые знаки» Владимира Березина и «Питер» Шимуна Врочека. Хочу верить, что испытанные авторы меня не разочаруют.

Спасибо администраторам сайта и отдельно digi за только что предоставленную возможность убрать всё это под кат.

1 2 3

Комментарии


Да, покупать эту книгу я бы тоже не стала. Прочитала в свое время, когда мне ее принес довольно слабый ученик. Восхитилась, что он хоть что-то читает! Да еще такую толстенькую книженцию! А когда совсем недавно опять взяла ее в руки, то даже изумилась : я- то зачем ее читала? Не совсем бред, конечно, но мало ли по-настоящему хороших книг...Хотелось сделать ученику приятное и чтобы была тема для обсуждения! А еще он в ответ обещал прочитать Достоевского "Преступление и наказание". Прочитал одну часть, домучил до убийства старушки - и спекся!!! А у Глуховского про все убийства читал - перечитывал...


Бедный Оль)
Я вот тоже немного негодовала в этом январе, однако верю, что остальные книжки будут хорошие)
Тебе того же желаю, с Рождеством)))


И тебя с праздником!
А книги — это, считай, лотерея, особенно для тех, кто ввязался во флэшмоб ;)
Но я-то "Метро 2033" по собственной инициативе читала...


А я ведь хотела её всё-таки подержать в руках. Но вы меня убедили.


Да ладно, в руках-то подержать можно :))
Хотя... Из 183 рецензий на эту книгу 81 — "пятизвёздочные". Из 1500 читателей она понравилась 1084, а 82 даже занесли её в "любимые".
Короче, дело вкуса.


Ладно, посмотрим. Но в очереди она отодвинулась:)


эк ты его разделала под орех. цитаты не в бровь, а в глаз прямо))
не зря я, видимо, сомневалась, хотя все равно, наверное, почитаю. и Врочек у меня с твоей руки тоже в хочушной подборочке лежит) а "Путевые знаки" - это о каком метро?
добавлю только, что (насколько я знаю) "Метро" изначально и было чем-то вроде сетевого проекта, по крайней мере помню, что почитывала какие-то фрагменты на сайте задолго до того, как увидела книжку на прилавках. правда, может, я что-то путаю, и это было другое какое метро, сайт теперь не найду, но похоже, похоже.


"Путевые знаки" - это о каком метро?

На задней обложке написано:

Владимир Березин — один из самых интересных современных фантастов. Его «Путевые знаки» — первая и главная книга «Вселенной Метро 2033». Её герои выберутся наконец за пределы Метро и откроют судьбу Петербурга... Читал — не мог оторваться!
Дмитрий Глуховский


Спасибо за отзыв, Дина.


Книга неоднозначная. В моём случае - больше понравилось, чем нет...даже не смотря на замечаемые по ходу книги несуразицы и огрехи.
В случае с "Метро 2033" в очередной раз столкнулся с тем, что пятибалльной системы оценки как-то маловато...))


Люблю я твои рецензии.Я тоже новый год начала с метро, только другого, токийского))).Это не читала. В любом случае, от рецензии получила удовольствие, могу сказать точно.


Скажем так, насколько мне известно, на тот момент как таковой постапокалиптики в нашей стране не выпускалось, и Глуховский просто стал пионЭром сего действия.
Книга мне понравилась на троечку, плюсы - новизна сюжета, минусы - обозначенные выше смысловые огрехи (да и не только те, что указали)...


на тот момент как таковой постапокалиптики в нашей стране не выпускалось


Дааа?.. "Метро 2033" датировано 2005 годом. До него вышли — так, что припомнилось — "Ветер и пустота" (1988) и "Носитель культуры" (1989) Вячеслава Рыбакова, "Сад и канал" (1992) и "Я — Мышиный Король" (1994) Андрея Столярова, "Опоздавшие к лету" (1990-1994) Андрея Лазарчука, в какой-то мере к этому же жанру отнесу "Нам здесь жить" (1998) Олди и Валентинова...

да и не только те, что указали


ВСЕ их указывать — это уже не рецензия будет.


Они все получили настолько громкую рекламу, что эти книги стали узнавать все?


А Вы только по рекламе книги оцениваете? :)
Простите, Вы противоречите сами себе. В первом комментарии Вы пишете "не выпускалось" (ну да, с оговоркой "насколько вам известно"), а во втором вдруг сворачиваете на рекламу. Какое одно к другому отношение имеет?


Хм,а что тут сложного:
1. Я сразу оговорила, что "насколько известно мне". Это значит , что мне книги указанные вами, ранее "Метро..." в поле зрения не попадали..иначе бы я это указала, верно?
Я лично об этой книге узнала на Игромире 2009, куда меня затащил муж-геймер. Скажите, по каким другим отечественным книгам-постапокалиптикам ставили игры?
2. А что у нас двигатель продаж как не реклама? И откуда многие люди могут узнать о каких-либо новых книгах, как не из рекламы... Ну а уж о том ,что реклама бывает разной, я думаю, вы представление имеете.
К тому же, спросите вокруг народ, вот просто на улице или в офисе... или еще где вы кружитесь-общаетесь, какую книгу-постапокалиптику про Россию они назовут первой? Мне почему-то кажется, что именно Метро...а почему? Реклама, реклама и еще раз реклама...
3. Где, в какой фразе я указала, что оцениваю книги по рекламе? прошу цитату, иначе смысл вашего предположения мне неясен.


ОМГ... Ну, будем занудами, давайте разжёвывать (хоть и неохота совершенно).
1) Чтобы Вам было известно чуть больше, я и привела в пример произведения соотечественников-фантастов. А вдруг почитаете, а вдруг понравится? Да и Глуховский по сравнению с ними не пионЭр, а максимум октябрёнок;
2)

Скажите, по каким другим отечественным книгам-постапокалиптикам ставили игры?

Опять же, как и в комменте о рекламе: а это что, показатель качества? Я не геймер (и не считаю это серьёзным физическим недостатком) и книги оцениваю не по наличию игр, количеству продаж или средствам, вбуханным в раскрутку, а, простите, по литературным достоинствам;
3) Вы сами написали, что книгу оцениваете на троечку. Именно после этого вся дальнейшая Ваша гневная отповедь мне совершенно не понятна. Смотрите свой собственный вчерашний коммент от 23:46. Какой я из него должна была сделать вывод? Ну, вот книги Дарьи Донцовой узнают все. И что? Это сделало их шедеврами? XD
Ещё раз, чтобы больше к этому не возвращаться: книги оцениваю по литературным достоинствам, а не по тиражам, не по ценам и даже не по количеству рецензий на ЛЛ. Ничего не хвалю и не ругаю, полагаясь на чужое мнение — предпочитаю сама убедиться.


Вы знаете, такое ощущение, что вы совершенно не поняли о чем я писала. Советую еще раз перечитать мои первые посты.
Вы на удивление сделали выводы из того, о чем даже не упоминалось.
За сим, дискуссию закрываю. Я не люблю беседы в стиле: я про елки, фома про яблоки..

Подредактирую: пожалуйста, мне крайне просто интересно, дайте мне цитату из моих постов, где я говорю о том, что я книгу оцениваю по рекламе. Цитату в студию!!
Ибо там где я оценила книгу на троечку, я по-моему вполне разумным русским языком указала, почему я ставлю именно такую оценку. Где, ну где там указано, что строго по рекламе?


Советую еще раз перечитать мои первые посты.


Спасибо за предложение, но я лучше что-нибудь интересное почитаю :)) А если мне нужен будет совет, я непременно за ним обращусь — только, конечно, не к Вам.

дискуссию закрываю


Непонятно, кто Вам вручил председательский колокольчик, ну да уж ладно: закрыли — так закрыли. Если Вы даже собственные посты перечитать и здраво оценить не в состоянии, значит, не имеет смысла продолжать. До свидания, всего доброго, долгой Вам и успешной жизни на ЛЛ.


Д уж, сталкиватся с вашим "адекватным" мнением мне больше не хочется.
Увы, пожелать вам всего того,что пожелали мне вы - не хочу, ибо не имею привычки лицемерить.


Ничё, что я вклинюсь в закрытую дискуссию? Игры по книгам? А в России есть развитая игровая индустрия? Ладно, хорошо, серия "S.T.A.L.K.E.R." подойдёт? Clickosoftsky, почеиу-то не упомянула таких годных дядек, как Стругацкие, уж эту фамилию вы, наверное, слышали. Вот только не читали, скорее всего, их версии постапокалипсиса, а то не выражались бы столь категорично. Касательно постапокалисис-игр и "Метро 2033" я высказался тут, по-моему, этот "культовый" Глушковский просто в Фаллаут переиграл.


Эти книги этих авторов я тоже помню... Нет, тема, конечно, не впервые поднята, но масштабы Метро, конечно, удивительные (хотя, просто сетевой раскрут модной темы)... Наверное в каждом городе, где есть метро, нашёлся хоть один более-менее неплохо пишущий человек, которых захотел написать про "своё" метро, так и поползло...


Анатоль, а где твой впечатляющий коммент от 4:56? :)) Ты его удалил, что ли? Смааатри, а на почту мне он пришёл, где я его и сохраню в качестве раритета :Р


Удалил, я его тебе и писал, собственноручно, остальным ни к чему... :-)


Действителньо, насколько мне известно, серия уже вышла за пределы строго московского метро..)))


она вышла не только за пределы московского метро, так в некоторых книгах вообще метро нет...


О как!!! Так и тянет прикольнуться и написать про наше несуществующее в реале, но вполне виртуальное Валдайское метро (см. сайт города) :))


Тоже закончила старый и встретила новый метро...Не могу сказать, что она совсем не понравилась...есть в ней мысль, которая заставляет ужаснуться


Ужас-ужас... Я "Метро 2033" осилила, а вот "Сумерки" совсем у меня завяли. Скукотень невозможная. Не понимаю, что там интересного?


Такое чувство, что вы преподаватель русского языка, ну или учитесь на филолога :)
Выделенные вами ошибки в книге не самые явные, в некоторых книгах встречаются и похуже.
Я оценила книгу на отлично. Мне действительно она очень понравилось. Читая, я не обращала внимания на ошибки. Пока я читала вашу рецензию, у меня сложилось впечатление, что вы изначально уже как-то предвзято относились к книге, и по мере чтения искали ошибки.
Может я и не права...
И добавлю про "Путевые знаки". Книга скучная и вымученная. Как будто автора кто-то заставлял придумывать и писать.
Но это, конечно, мое мнение)


Так ради всего святого, это моё мнение, а это Ваше, на то и сайт :))
Но чувство Вас обманывает как минимум два раза: я не филолог и не преподаватель-словесник, а предвзятости не было однозначно — наоборот, я предвкушала захватывающе-мрачное чтение, а получила мрачно-занудное (то и дело с тоской проверяла, много ли ещё страниц осталось).
А о "Путевых знаках" обещаю честно отписаться по прочтении и даже Вам ссылочку кину, если интересно.


Киньте, будет интересно узнать ваше мнение на эту книгу :)
Интересно все же, от чего складываются разные мнения...
Ладно, я ошиблась. Но глаз у вас все равно наметан :D


автора кто-то заставлял


я, наверное, открою Америку, если скажу, что серия -- чисто коммерческий проект. Да, заставляли... Деньги спать не дают, чо


ну наверно не обязательно было вообще собираться и писать книгу.

1 2 3