Больше рецензий

6 апреля 2020 г. 17:58

791

5 Свидетельство без веры

"Счастью я предпочёл любовь. Но не ту любовь, которую испытывал к Ревекке, любовь могучую и требовательную. Я больше не хотел любви единоличной, я желал любви вселенской. Я должен был сохранить любовь к несчастному старику и голодному ребёнку. Я должен был одарить любовью тех, кто не был столь красив, столь умён, столь весел, чтобы привлекать к себе людей. Я должен был полюбить нелюбимых".

И.Х., "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ПИЛАТА".

Эрик-Эмманюэль Шмитт – среди писателей современности стоит особняком. В 1986 году он защитил диссертацию на тему "Дидро и метафизика" и стал доктором философии. Википедия убеждает, что считавший себя агностиком Шмитт, позже принял христианство. "Искусство может дать нам то, что неспособна дать философия. Философия пытается все понять и объяснить, а искусство привносит в жизнь экзальтацию и восторг. Я сам философ по образованию, однако не пытаюсь представить философию единственным мерилом всех существующих истин, поскольку она таковым не является. Философия – это лишь попытка понять мир, и все. Во времена античности она была мудростью, а затем превратилась в поиск истины, однако ей никогда ее не найти. Мы никогда не узнаем, зачем живем на этой земле", – из интервью Э.-Э. Шмитта с Марусей Крыловой.

Тем доказательнее в этом свете выступают действующие герои его романа "Евангелие от Пилата" – Иусус Христос, префект Понтий Пилат, Иуда Искариот, Иоанн Смывающий грехи и другие ЖИВЫЕ люди. Книга состоит из двух частей: пролога "Исповедь приговорённого к смерти в вечер ареста", который представляет собой описание жизни Иисуса Христа от первого лица (вот это дерзость!!! – не выдержат чувства верующих), и собственно свидетельства (Евангелия) римского наместника в Иудее того времени, в эпистолярной форме (23 письма, начинающиеся словами "Пилат своему дорогому Титу").

Дерзость Шмитта многого стоит! Как психолог, он покорил окончательно, а как художник, писатель сотворил небывалое – выдернул героев вселенской истории из цепких и кривых канонических РУК и сделал их одушевлёнными, понятными, логичными, субъективными. Не церковь (православная, католическая или какая угодно другая), а подлинный талант в искусстве вознёс земного Христа выше описываемого каноном Божьего Сына. Простите мне, верующие люди, но я считаю, что современная церковь и тем паче история не способны представить личность Иисуса из Назарета в таком масштабе, как это подвластно одному только искусству. Об этом сохранилось в гоголевских письмах. (Гоголь велик! Как Христос в любви, так и Гоголь, и Шмитт идут той же, очевидно, дорогой!)

ИЗ ПИСЬМА Н.В. ГОГОЛЯ МАТЕРИ. "Я помню: я ничего сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая только вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство. На всё я глядел бесстрастными глазами; я ходил в церковь потому, что мне приказывали или носили меня; но стоя в ней, я ничего не видел, кроме риз, попа и противного ревения дьячков. Я крестился, потому что видел, что все крестятся. Но один раз — я живо, как теперь, помню этот случай. Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли."

Мария Ивановна Гоголь-Яновская много лет назад и Шмитт в наши дни силой Слова (не имею никаких средств писать иначе, теперь только с заглавной буквы) заставили откликнуться не умом, но сердцем. Вы открываете книгу, а она вся светится. Иисус Христос сомневается, гневается, размышляет, устаёт и ведёт дорогой любви. Теперь нельзя остаться равнодушным. Только не теперь.

Часть философских конструкций позднеантичного мира влита в диалоги и даже персонифицирована. Христианская философия (философия назаерянина Иисуса) сталкивается с философией Диогена в общении Пилата со своим учителем детства Кратериосом: "Я всё больше и больше подозреваю, что Иисус идеализировал людей. Вместо подчинения природе, как это делал наш учитель Диоген, он с абсурдным упрямством проповедует подчинение духу. Он пьянеет от тайны. Он уносится к заоблачному Богу. Он окончательно выходит за пределы нормальной философии. Особенно когда говорит о любви. Я впервые слышу, чтобы философ превозносил любовь".


Дух времени ощутим. Ещё больше логика, с какой Шмитт выстраивает невозможность идеи воскрешения в мире римлянина Пилата, который не признаёт право на непознанное и бездоказательное. Именно поэтому название – Евангелие ОТ ПИЛАТА - потому что он свидетельствовал без веры.

- Я никогда не стану христианином, Клавдия. Ибо я ничего не видел, я всё упустил, я прибыл слишком поздно. Если бы я хотел верить, то должен был бы поверить свидетельствам других.
- Быть может, поверив им, ты станешь первым истинным христианином?



Я много упускаю из этой книги в силу недостатка знаний. Несмотря на объём написанного, в стороне остались и Иуда Искариот (иной, более логичный), и жена Пилата – Клавдия Прокула, первая римлянка, принявшая христианство. Возможно, для придерживающихся "буквы закона", такое несомненно апокрифическое и художественное положение вещей в книге вызовет протест и негодование. Мне же, как человеку чуткому и и не лишённому мистических настроений, хочется верить, что Эрик-Эммануэль Шмитт смог одной книгой вдохнуть больше жизни и правды в то, что делает множество людей на протяжении уже двух тысячелетий подряд.