Больше рецензий

4 апреля 2020 г. 21:27

317

5

Амин Маалуф – французский писатель ливанского происхождения. Он работал журналистом, но в то же время увлекался историей. И вот, в 1983 году она написал эссе, на мой взгляд, довольно объемное для эссе, о том, как крестовые походы видели арабы. Там, конечно, по большей части действуют тюрки или курды, но дело тут не в национальности.

События почти дух веков (с 1096 по 1291 годы) он делит на 6 периодов в зависимости от колебания чаш весов в противостоянии Востока и Запада. Источниками для него служат произведения современников описываемых событий или тех, кто не так далек в хронологическом отношении от того, о чем пишет. И да, это восточные хронисты, прежде всего Ибн аль-Каланиси и Ибн аль-Асир. В некоторых местах он им всецело доверяет, в иных ставит под сомнение их слова, так что за фактуру можно быть в целом спокойным.

Для того, кто не очень хорошо знает историю крестовых походов (как Ваш покорный слуга, например) тут найдется множество любопытных фактов: каннибализм крестоносцев в Маарре, роль ассасинов в истории, великодушие Саладина (выделял эскорт для защиты и сопровождения побежденных крестоносцев), попытки сговора Папы Римского и монголов в борьбе против мамлюков и многое другое. Книга читается легко и увлекательно, а местами и вовсе похожа на художественное произведение. Для меня это чуть ли не образец исторической литературы, которая, с одной стороны, весьма насыщена именами, событиями и датами, а с другой – ни капли не скучная. Да, может историю крестовых походов по ней и нельзя изучить, но историю ближневосточного региона конца XI – XII веков вполне можно.

Автор стремится раскрывать причины того или иного значимого события, а не просто пересказывает хронологию, что также весьма любопытно и познавательно. На первых порах разрозненные арабские правители больше боялись друг друга, а не пришедших издалека иноземцев. Долгое время не находилось человека, способного сплотить мусульман против общего врага. Этим, во многом, и объясняется первоначальный успех крестоносцев. Если бы Дукак с Рыдваном не грызлись между собой, если б не видели в крестоносцах меньшее зло в сравнении с амбициями Карбуги, то Яги-Сиян удержал бы Антиохию, чем значительно усложнил бы продвижение захватчиков. И это только один пример из великого множества. Даже правоверный Нуреддин, даже сам Саладин не сумели до конца сплотить мусульман. Ну а в эпилоге Маалуф делает выводы относительно влияния Крестовых походов на дальнейшее развитие Востока и Запада. Европейцев изгнали, значит арабы победили, но именно с этого и начинается упадок Востока и расцвет цивилизаций Запада. И если на протяжении всего повествования европейцы выглядели необразованными варварами, то выводы, сделанные в эпилоге, могут слегка удивить, ибо там недвусмысленно указывается на черты, определившие превосходство коварных и злобных антропофагов (в турецкой эпической литературе европейцы именно такими остались) над просвещенными и культурными арабами, у которых ни одна смена правителя не могла обойтись без небольшой гражданской войны, что, как легко понять, ничуть не способствовало успешной борьбе с захватчиками.

Вместе с несомненными достоинствами данного произведения стоит упомянуть на некоторые недостатки, имеющиеся в издании книги. Так, довольно часто имена или названия городов приводятся по-разному. И если по поводу Мосула я уверен, что правильный вариант предполагает наличие одной буквы «с», то по поводу Маары/Маарры я до конца не уверен. Впрочем, такие мелочи ничуть не умаляют удовольствие, полученное мной во время чтения.