Больше рецензий

2 апреля 2020 г. 22:47

2K

5 НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ. «Все, даже светские женщины...»

В мешке моих «панических закупок» на этот раз преобладает «Лениздат» – книжки на туалетной бумаге, где живопись «Азбуки» заменяет единственный человечек – под зонтом, в развевающемся плаще, шагающий супротив ветра – и клиническая эстетика «материалов съезда». Бунин, Бунина, Гумилев, Сеченов, еще что-то и, наконец, Чаадаев – единственный, кого я, набирая мешок, знала, что точно открою. Hardback есть и не один, но читать люблю в paperbacks – скупив в них, незаметно, половину библиотеки повторно...

В первый день четвертого месяца, главнейший наш государственный праздник, перечитывать Чаадаева начать решила с конца – с «Апологии», за первое и единственное «Письмо», напечатанное в России, которого, тем не менее, оказалось достаточно, чтобы сорвать jackpot.
Да, никому ни до, ни после Чаадаева не было до такой степени нечего возразить – чтоб высочайшим эдиктом объявлять его «умалишенным». Это – высший балл, на мой взгляд, тем паче от Николай Палыча, вопрос знавшего как никто.
«Оправдания» Чаадаева сколь кратки – страниц двадцать, дальше, ремарка Гагарина, «рукопись обрывается, и ничто не указывает на то, чтобы она когда-нибудь была продолжена» – столь и мало похожи на оправдания. Напротив, он буквально по слогам повторяет и углубляет то, о чем говорил в «Письмах». По слогам – для тех, кто и сегодня пытается приписать ему вещи, которых он не говорил. В упор не видя того, что было действительно сказано.
Вот эта мысль – связанная, формально, с Петром, но подтвержденная и XX, и XXI веком, сколь бы разные вещи ни приходилось «писать на листе»:

Неужели вы думаете, что если бы он нашел у своего народа богатую и плодотворную историю, живые традиции и глубоко укоренившиеся учреждения, он не поколебался бы, прежде чем кинуть его в новую форму? Неужели вы думаете, что будь пред ним резко очерченная, ярко выраженная народность, инстинкт организатора не заставил бы его, напротив, обратиться к этой самой народности за средствами, необходимыми для возрождения его страны? И, с другой стороны, позволила бы страна, чтобы у нее отняли ее прошлое и, так сказать, навязали ей прошлое Европы?
Но ничего этого не было. Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и своей сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу.
Не надо заблуждаться: как бы велик ни был гений этого человека и необычайная энергия его воли, то, что он сделал, было возможно лишь среди нации, чье прошлое не указывало ей властно того пути, по которому она должна была идти, чьи традиции были бессильны создать ей будущее, чьи воспоминания смелый законодатель мог стереть безнаказанно...
Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии.

Здесь нужно прерваться и кое-что пояснить.
Это сложно представить, но во времена Пушкина и Чаадаева истории России было меньше полувека. Космонавтика нам привычней, чем была история им. В ней было еще очень неуютно, гулко, странно – стены ее не покрыли еще толстым слоем шелка, лепнина, транспаранты и хоругви – и видно было, как в пустом метро, насквозь.
Ни привычного нам с пеленок понятия, ни науки такой и литературы до конца XVIII столетия в России просто не существовало. И Михайло Василич больше знал о корпускулах и атмосфере Венеры, чем о полку Игореве.
Вплоть до начала XIX века образованное русское общество о прошлом Рима, Византии или Франции было осведомлено гораздо лучше, нежели о своем собственном. Изучение летописей, в том числе публикация Татищевских «плюс-минус текстов», начавшись при Екатерине, завершилось, в первом приближении, только к середине XIX века.
Пресловутая же «История Государства Российского» Карамзина увидела свет лишь в 1818 г., когда Пушкин уже окончил Лицей – и первый ее тираж разошелся в течение месяца.
Как писал позднее сам Пушкин: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом».
И вот в этой своей долгожданной истории, состоявшей как на подбор из одних государей, «которые почти всегда вели нас за руку, которые почти всегда тащили страну на буксире почти безо всякого участия самой страны», Чаадаев и современники тщились найти еще что-либо кроме них – общество и идею, которые им отчетливо были видны в историях древних и современных народов как Запада, так и Востока. Но не видели – ни того, ни другого.

Патриотизм Лени

И еще одно место. Важность коего лишь возрастает – по мере того, как сужается круг людей, готовых под ним подписаться. Хотя, наверное, величина эта в России постоянна.

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.
Я люблю свое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями, и которым, к сожалению, страдают у нас теперь многие дельные умы...

Петр Яковлевич Чаадаев, 1837.

Не хочу растягивать этот текст – даже на незаслуженном отдыхе. Кто знаком с Чаадаевым, шляпу и так приподнял. Кто не был – вот, познакомился. Чаадаева надо читать. Мы ведь первое поколение за два века, имеющее такую возможность – хоть в твердой обложке, хоть в мягкой. Не упустите – пока правительство не приняло еще тех мер, которые «оно искренно считает серьезным желанием страны»...

С уважением,
EZ

Комментарии


Мне бы в голову не пришло начать вдруг читать Чаадаева! Возможно, стоило бы. Всё же время было интересное! Спасибо за повод к размышлению)


))) Ну, все сейчас делают что-то, что им в голову бы не пришло ещё неделю назад. )

Что же именно до Чаадаева, то многие его мысли сопровождают меня большую половину жизни - субтитрами к кадрам, кои приходится видеть своими глазами.

Спасибо за отклик. И будьте бодры и здоровы. )

С уважением,
EZ


Всё же время было интересное!

P. S. Самое интересное в том времени было, пожалуй, то, что государь не просто интересовался, но чутко и живо реагировал на мнение своих подданных, причем - просвещенной их части.
И - прежде чем издать какой-либо эдикт - давал себе труд лично прочесть либо услышать, в чем это мнение состояло.

В этом смысле мы живем в тошнотворно скучные времена.
Сколько бы и о чем бы мы ни писали - сами себе....

С уважением,
EZ


О, как это верно... Мы заново изучаем историю России в лицах её правителей. И Павел-то был не так плох, оказывается, а Екатерине-то заслуги мужа во многом присвоены и Николай Павлович был очень интересным и неоднозначным правителем. Мечтаю найти бумажную книгу "Чёртовы куклы" Н.С. Лескова, где метафорически описываются перипетии отношений Брюллова и Николая I. У этой книги интересная судьба - советские литературоведы нашли вторую часть утерянной книги и наброски третьей где-то в 70-ые. Фактически это издание - реконструкция книги, мне до чёртиков интересно. Спасибо Вам за глубокие суждения и интересные мысли.


Добрый вечер! )

Спасибо большое за комментарий. Про Лескова - «Чертовы куклы» - если вдруг найдете, сигнализируйте, пожалуйста, всеми флажками, какие отыщете на борту. ) Я бы тоже прочла с заведомым интересом - оба кадра стоят того, и Шарль (если речь о нем), и Николай Павлович. Да ещё в таком исполнении.
Очень надеюсь, что Ваши усилия будут вознаграждены и поиск увенчается успехом. )

P. S. На второй Ваш комментарий обязательно отвечу, но чуть позже, если позволите.

Спасибо еще раз.
С уважением,
EZ


Oops!!

Дуракам всегда везёт - это я о себе. Смотрите:

картинка _EZ_

https://www.labirint.ru/books/512864/

Оно? Так вот, оно - в продаже. Ссылка выше. )))
Есть многое, Горацио, на свете... ))

С уважением,
EZ


Очень интересная рецензия. Надо бы всё же почитать Петра Яковлевича. Хотя с его, я так понял, словами я не согласен. Сама личность Петра нашего великого весьма своеобразна, даже облик. Пётр не был красавчиком, каким его писали современные ему портретисты и советская киноклассика - у него была парализована правая часть лица и фигуры, а самое сходное его изображение - шемякинский памятник-уродец в Петропавловке. И спал он в шкафу во время морских путешествий и ненавидел боярскую Русь, которую планомерно уничтожал, в т.ч. уникальную по тем временам армию - стрелецкое войско. Гордиться было чем и общество было, веры не было в Петре Яковлевиче, что ему и мешало видеть. Чего стоит патриотические движения времён смуты, противостояние двух святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, реформа Никона и общественное сопротивление. Я могу перечислять часами. Общество было самобытным, Пётр его уничтожил, зато создал бюрократию - небывалое на Руси явление. Всё, очевидно, не было так шоколадно, как я тут расписываю, но однозначно - своя великая история, своя великая культура и своё уникальное общество были на Руси до Петра. И доже европеизировать Русь начал не он, а его папа... Пётр опротестантил православное государство, но время всё сгладило и получилось довольно интересно. Спасибо Вам.