Больше рецензий

Sullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 января 2012 г. 12:56

5K

5

Сам себе дядя

Как-то раз папа дяди Фёдора обмолвился о том, что с ума поодиночке сходят, а гриппом болеют коллективно. Так вот, высказывание это остроумное, но неверное. К середине 70-х, времени написания первой книги о Простоквашино, страна наша впала во что-то среднее между летаргическим сном и старческим слабоумием всем скопом, вслед за партийными вождями. Пока Леонид Ильич лобызался с Сусловым и Хонеккером и коллекционировал звезды Героя («а мне ещё ошейник нужен с медалями», - вторит ему пёс Шарик), успели выслать Бродского и Солженицына, вляпаться в Афганистан и напустить такой тоски зеленой на шестую часть Земли с названьем кратким, что интеллигенция поняла: не-вы-но-си-мо, пора бежать от этого безмерного отчаяния покоя. И убежала – либо по израильской линии, либо зарылась во внутреннюю эмиграцию. Страна выкатилась из-под ног. Последние и придумали мифологему чудо-острова (жить на нём легко и просто), сочинили про страну оленью и…Простоквашино, где можно быть самим по себе. Иначе говоря – ничьим.

Это сейчас мне кажется, что Успенский во многом предугадал будущее, описав в книге ситуацию в России нулевых, но в контексте разговоров о «брежневизации» позднепутинской России (прошу меня извинить за возможно излишнюю политизированность проблемы, но без этого мы скатимся в патетику – «классные диалоги», «ути-пути котик забавный») понимаешь, что спираль истории просто перешла на новый виток. Всё это внимание к частной жизни в ущерб общественной, дауншифтеры, общее удушливое отчаяние – это оттуда.

223d338fe55e.jpg



Всё началось с колбасы, что ближе к нёбу, чем к языку. Заветное словцо – колбаса! В тексте встречается не раз. Кот, от которого никакой пользы нет, ломает семью, мальчик разрешает альтернативу в пользу новоприобретённого полосатого друга и отправляется с ним на рейсовом автобусе в деревенский рай, положив начало процессу дезурбанизации. Колхозное же дурачьё, наоборот, всё переехало в пятиэтажку – выбирай любой дом!

«Только теперь мы будем жить по-другому. Мы будем жить счастливо». Пафос этого высказывания протоквашинских коммунаров напоминает то ли сочинения Бакунина, то ли лозунг времён коллективизации. Или даже хиппанство: экология (Шарик отказывается рубить лес, мол, одни пеньки останутся), ненасилие (фоторужьё) и проч. И всё же нет. Кажущийся оптимистическим конец книги на деле, то есть для меня, читателя, мрачный и, наверное, правдивый. Постараюсь объяснить.

В герметичной жизни дяди Фёдора, Матроскина, Шарика появляется брешь в лице Игоря Ивановича Сечина Печкина, почтальона без велосипеда. У Печкина есть кузина, тоже принадлежащая перу Успенского, - старуха Шапокляк, хотя и более экзальтированная. Почтальон с повадками вертухая и кухонной склочницы из коммуналки приходит с той стороны жизни на эту, чтобы показать «заметку про мальчика» и заодно умыкнуть пару лишних конфет в нагрудный карман. В противоположность дяде Фёдору и компании, работать Печкин не любил. В книге он на короткое время оказывается в психушке. «А потом ему в изоляторе понравилось. Письма разносить не надо было, и кормили хорошо». Довольно нелестное описание. Символично, что дядя Фёдор заболевает после солнца на потолке, которое Матроскин заказал в НИИ, от перегрева и контраста температур. В Город Солнца приехали мама Римма, не находившая сил даже на просмотр телевизора, и папа Дима, весёлый, но такой уже несовременный «шестидесятник». Приехали как городские в деревню, на шашлыки и пьянку, на недельку до второго - и потушили светило. Точка в сказке о частной жизни поставлена. Поиграли – хватит. Посидим, поболтаем, покурим и, может быть, спишемся. И тут еще одна вещь. Если за солнечными ваннами неизбежно следует больничная койка, то любой подобный проект как в одном домохозяйстве, так и в масштабах страны обречён на провал. Как и в книге Гарленда "Пляж", райский уголок всегда будет разгромлен или местными наркоплантаторами, или внутренними противоречиями. No way out.

После смерти. Сама история с книгами о Простоквашино показательна и на практике показывает то, о чем говорилось выше. Успенский преуспел на поле франшизы. Его бурые, белые и – mon Dieu! – красные чебурашки были символом нашей олимпийской сборной. Жизнь простоквашинцев писательской волей превратилась в жуткий сиквел. Все эти книги, написанные в 90-е, «Новые порядки в Простоквашино», «Нэнси из Интернета в Простоквашино», «Любимая девочка дяди Фёдора» - плоские, откровенно скучные вещи. К примеру, Печкину подбирают «негритянскую невесту» по Интернету. Бр-р-р! Появились, конечно, новые мерзости новой жизни, но и Успенский разменивает вечное на сиюминутное, впадая в самопародию и петросянщину.

В итоге продали корову Мурку на завод, сняли занавесочки, Гаврюшу пустили на стейк. Каждую неделю теперь кот Матроскин смотрит на меня в супермаркете с аккуратно расставленных бутылок молока «Простоквашино», и в его зазывающем взгляде чувствуется все-таки тоска по несбыточному. Бутерброд всегда падает колбасой вниз. Закон суров, но это закон.

1 2

Комментарии


Глобально, весьма. :)


ах,спасибо вернули меня в десттво!! Красиво написали!!


здорово, что Вы вернулись! хотя бы на секунду


Написали бесподобно.И стало как-то грустно.Жалко Мурку и Гаврюшу.


не грустите. вот Вам рождественсоке стихотворение Пастернака, он умеет осчастливить


*хлоп-хлоп в ладошки* :)


*отвешивает поклон*)


супер-рецензия!


спасибо


Да, с учётом нынешнего спроса на аналитическое мышление... Особенно если оно дальше Простоквашино не идёт...


Спасибо. Думаю, что всё-таки идет))


Ой, мама мия, простите! Не имела в виду вас лично. Просто уже полгода читаю целую такую книжку. Последний раз застряла на еврействе кота Леопольда и бытовом антисемитизме мышей.


Да, занимательная книжка. Я даже статью о "Спокойной ночи, малыши!" использовал при написании диплома. Простоквашинская трилогия там тоже разбирается: утилитаризм, прагматизм и мечтательное попустительство как модели поведения в быту.


про дауншифтинг не согласен. о каких общественных целях речь? у нас куда ни посмотришь сплошной феодализм. так что по мне философия дауншифтинга самая лучшая))


Вот именно, целей нет никаких. Когда государство глупеет, глупеют почти все, кроме тех, кто пытается сбежать. Но сбежать не получится. Давайте будем объективными - у нас не феодализм, хотя элементы его во властных отношениях есть.


А где не феодализм - там анархия. Со мной не нужно соглашаться или наоборот. Я все равно останусь при своем мнении, так же как и Вы при своем. Если я хочу в Битцевский лесопарк собирать мусор, то разве общество этого хочет от меня? А года три назад мне два ребра сломали на работе, потому что я не хотел уступить свою должность по доброй воле чьему-то сынку, какие цели могут быть у такого общества в жизни? Какие у этого общества жизненные приоритеты?

сбежать не получится



А зачем сбегать? Человек волен сам выбирать себе образ жизни, занятия, даже страну в которой жить и многое другое.


Успенский тоже всего навсего человек. Книги отражают Жизнь. Лев Николаевич , к примеру, тоже по жизни сначала нагреховодничал, а потом взялся волосы на себе рвать (и к другим в этом смысле примериваться)... Люди - всегда просто люди (помните, у Лема в рассказе "Дознание" из серии "Рассказы пилота Пиркса"?)...
А рецензия отличная, многие вопросы поворачивает под совершенно непривычными ракурсами...


Спасибо, согласен с Вами. Лема не читал, к сожалению.


Там в той ситуации, которую Лем описывает, перед командиром корабля встаёт дилемма - он должен поставить корабль в ситуацию критическую, чтобы выяснить, кто из членов экипажа человек, а кто - андроид, иначе экипажу и кораблю кранты. А Пирксу представители компании по производству андроидов говорят, что Вы экипаж поставите в такую ситуацию, и первыми начнут сдавать и гибнуть люди...


Какой оригинальный взгляд!!! Классная рецензия =)


Спасибо!


Сорок бочек арестантов и все - гармонисты.- (о рецензии).

Интересно, Успенский-то сам понял, о чем писал?))

1 2