Больше рецензий

Lanafly

Эксперт

Влюблённая в книги

2 апреля 2020 г. 02:04

2K

4.5 Краски уходят в вечность...

Нет, никто даже понятия не имеет, кто мы, или кем мы были, да и мы сами этого не знаем - разве только в сверкающие мгновения внезапной откровенности с незнакомцами или кивка молчаливого понимания между друзьями.

Али Смит всегда казалось мне странным автором. По крайне мере, весьма и весьма своеобразным, со своей изюминкой и харизмой. Открывая её книги, уже предсказуемо следует ожидать чего-то необычного, смелого, новаторского... а временами и не совсем понятного. Как писать рецензии на то, в чем сам разобрался по наитию или разобрался вполне себе хорошо, но вот незадача - передать это знание другому, кроме как на пальцах невозможно? Я и не пыталась, честно говоря, оставляя только себе неразбавленное обсуждениями концентрированное восприятие её книг.
Но данный загадочный роман, которого нет в электронке, к которому нет пока рецензий и о котором почти ничего не сказано в интернете, всё же хочется обсудить.

Книга пропитана двойственностью, присущей всем вещам. Мужское и женское, свет и тьма, смерть и возрождение, память и забвение... Само название романа как бы делит сюжет на две части, на первый взгляд не связанные друг с другом. Две героини. Две эпохи. Множество параллелей, без труда проводимые читателем внутри двух вроде бы непохожих судеб.

Франческо дель Косса, талантливый художник Италии 15 века и девочка-подросток Джордж из Англиинашего времени. Чем же они могут быть схожи? Что их роднит? Смерть матери в раннем возрасте, верный друг, мужское имя? Это и множество других деталей.
По велению воображения автора, Франческо - женщина, скрывающаяся под мужским обличием, чтобы иметь возможность реализоваться как художник. В первой части романа она чуть-чуть приоткрывает читателю свою жизнь, рассказывая о себе. Вернее, говорит за неё уже бесплотный дух, причудливым образом попавший в странное "чистилище" - место, где нет лошадей (!) где

полно людей, у которых есть глаза, но они предпочитают ничего не видеть, говорят себе в руку, проходя мимо, и носят с собой таблички - некоторые величиной с ладонь, некоторые размером с лицо, а не то и вовсю голову, посвящённые то ли святым, то ли Богу или Богоматери и они смотрят, говорят, молятся на эти таблички или иконы и всё время держат их рядом с головой, поглаживают пальцами и смотрят только на них, что, должно быть, означает: их переполняет отчаяние и им приходится постоянно отводить глаза от этого мира и поклоняться своим иконам.

Франческа поведает о своем детстве, об отце каменщике, придумавшем для неё образ мальчика, о встрече с Бартоломео Гарганелли, чей портрет она напишет впоследствии. Расскажет о своих чаяниях и надежах, любовных похождениях и первых работах, которые уже выходили за рамки привычного. И наконец, мы узнаем историю выполнения большого заказа, историю создания фресок в палаццо Скифанойя. Грандиозная работа, в которой найдётся место иронии и любви, намёкам и желанию быть понятой.

Как интересно, зная мельчайшие нюансы замысла и технику работы, смотреть на эти фрески наивным взглядом не разбирающейся в искусстве девочки Джордж во второй части романа! Мама подростка буквально заболела этими работами за несколько месяцев до своей внезапной смерти, поэтому Джордж пытается "оставаться с матерью", разыскивая сведения о художнике, умершем от чумы и почти забытом поколениями.
Джордж вообще не хочется отпускать мать, придумывая теории заговора или следя за её подругой... Ей невдомёк, что дух Франчески где-то рядом с ней, наблюдает за "мальчиком в штанах", танцующим с белыми затычками в ушах в своей комнате, где множество маленьких изображений висит над кроватью.

Франческо дель Косса, долгое время несуществующий мастер. Пыль веков. Фокус времени. Картины, пережившие своего создателя. Вот умелый и точный мазок кистью, смешение красок, снова мазок, робкое зарождение чего-то бессмертного, вечного, почти божественного... Произведение искусства, живущее на века дольше, чем бренная плоть Художника. Печально. Прекрасно. Волнующе.

Что есть время, когда искусство протягивает нам из далёких глубин нити своих судеб, раскрывает свои тайны? Али Смит удалось соединить воедино прошлое и настоящее, показать как мало, в сущности, изменился человек... Каждый, наверное, увидит в книге что-то своё. Мне больше понравилась первая часть, которую лично я читала бы и читала)

Фрески Франческо дель Косса в палаццо Скифанойя
картинка Lanafly
картинка Lanafly
картинка Lanafly
А вот остальные работы Франческо

Комментарии


О, радует твоя оценка - книга есть в више!)) с осторожностью - в ней же нет сюра?


Угу, получилось с ней повзаимодействовать, Викуш)

с осторожностью - в ней же нет сюра?

Откровенного сюра нет, но роман необычно выстроен, необычно даже построение текста. Любит Али играть с читателем, что уж тут)


Прекрасно, когда чувствуешь книгу!)
Хорошо, необычность меня не пугает, но конкретн. сюр и абсурд не очень жалую:)


Ме кажется, что здесь этого нет) Во всяком случае, попробовать стоит)


Спасибо, Лануша!)) Когда только руки дойдут:)


Ага, хочется ж всего и сразу)


А времени нет всё объять:)


Точно)))


Как писать рецензии на то, в чем сам разобрался по наитию или разобрался вполне себе хорошо, но вот незадача - передать это знание другому, кроме как на пальцах невозможно?

У тебя получилось просто замечательно!)) Теперь жду впечатлений от Бойна;)


Спасибо, Настюш) Бойн не разочаровал и это ещё мягко сказано)


Вижу, что рецка уже есть, сейчас прибегу)


Бегу встечать)


Интересно, надо присмотреться что ли к автору :) Часто встречаю рецензии на его "сезонные" книги: Осень, Зима. Там еще и Весна есть, оказывается.


Да, и впрямь сезонные) Мне у неё "Отель-мир" ещё понравился)


Вроде не слышала о такой, надо глянуть, что за книга.


Совсем маленькая и увы, не раскрученная(


Что поделать? Только вздохнуть и обратить пристальное внимание :)


что тут сказать? только плюсовать)


Ну вот и я сюда к тебе заглянула на огонек)))


И здесь тебе большой привет)) Не пропадай)