Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2020 г. 19:45

1K

4 Кто умрет, кто останется жить

Радиоспектакль театра "Современник" (1957 г.) по пьесе Виктора Розова о жизни одной семьи в Великую Отечественную. Пьеса скорее не понравилась - повышенная эмоциональность, общая минорность, нарочитость и подчеркнутая упрощенность. Все действие - иллюстрация к зачитанной записке: "Только обыватели, только самые ничтожные людишки могут жить во время войны прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идет смерть". Так герои и делятся: инженер Борис добровольцем идет на фронт, его сестра и отец работают в госпитале, его возлюбленная Вероника-Белка ушла в себя и живет нахлебницей с новым мужем, его кузен-музыкант Марк сошелся с еще более, чем он сам, бессовестными людьми. Демонстрируется, что эти бессовестные пользуются друг другом и честными людьми для собственного блага и развлечения в ущерб общественной надобности. "Жулики богаче честных людей" - и наказанием им станут не совесть, не органы правопорядка, а разве что отказ в общении тех самых честных и бедных (что сволочи легко переживут). Чувствуется оттенок той либерастичности, что расцвела позже - "дураки, и надо вам было на войну рваться? честные и как раз все и гибнут, а нечестные ее успешно избегают, наживаются и плодятся..." Борис - солнце семьи, безвозвратно ушедшее, он спас другого бойца, юного и честного Володю, игрой случая заменившего его потом в семье. Вероника, вроде бы второй главный персонаж (теоретически пьеса-то - о любви) - персонаж пренеприятнейший, восторженный страус, которого жалеют и никто не дает пинка (а уж как она за год не нашла в корзинке игрушки-белки записку - это вообще, единственный же подарок любимого, его до последней ниточки наизусть бы знать надо).
Из хорошего - актерские голоса в спектакле, черты реализма в характерах, сама идея показа сосуществования разнохарактерных людей с их опять же разными интересами и смыслом жизни в тылу во время большой войны.