Больше рецензий

Helg-Solovev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2020 г. 17:24

323

4 В сравнение

Являясь большим поклонником студии «Ghibli» просто не мог пройти мимо «Мэри…», пускай это не совсем та легендарная студия, а скорее выходцы из неё под патронажем новой компании (студии «Ponoc»), пускай без легендарного Миядзаки, пускай… Отличный мультфильм (аниме), хорошая, добрая, сказочная история, прекрасная картинка, ощущение сказки да и только, как после такого пройти мимо книги? Да никак!

О Мэри Стюарт, авторе детского романа «Маленькая метла» (изданном у нас в 2018 году под анимешном названием «Мэри и ведьмин цветок») я не знал ничего. Да оно и не удивительно. Последний детский роман, прочитанный мною – «Гарри Поттер», да и тот, что называется рос с читателем, а потому его детскость применима только для первой книги. Но «Мэри…» меня подкупила, а раз так, то, что мешает попробовать?

Если проводить сравнительный анализ произведения и экранизации, то роман, конечно, проигрывает своей экранной адаптации, по крайне мере для меня. История книжной Мэри вышла через чур детской, сказочной, несколько наивной, тогда как в аниме ощущалась некая суровость, моментами ставки росли, возникало даже ощущение тревожности. В книге хуже раскрыты персонажи, герои вышли довольно шаблонными, они существуют здесь и сейчас, как двигатель сюжета (у них нет ни прошлого, ни будущего). Частично это проблема перекочевала и в аниме, где персонажи так же ощущаются плоскими (набор характеров-стереотипов), но некоторые изменения истории смогли эту проблему нивелировать: доктор Ди и мадам Мамблчук обзавелись мотивацией, Питера более адекватно вплели в сюжет, сама Мэри стала более… человечной что ли – она не застрахована от ошибок, умеет печалиться и злиться, она стала персонажем, а ни картоном; то же можно более или менее сказать и об остальных. Впрочем, повторюсь – претензии чисто сравнительные, хотя это и не значит, что они не имеют веса.

С другой стороны, книге нельзя отказать в её главном достоинстве: она великолепна написана. В детских произведениях часто сталкиваешься со слащавым, наивным текстом, который кажется тебе абсолютно нелитературным. Здесь этого нет. Чего стоят одни только описания:

«Луч осеннего солнца пробился сквозь серые облака, позолотил деревья и опавшие листья, которые шуршали под ногами, когда Мэри шла через лужайку. На фоне живой изгороди из кипарисов хризантемы кивали головками цвета бронзы, меди и кристаллов серы, и от них, от земли, от сухих листьев и ярких настурций шел печальный и прекрасный аромат осени».

Описательная часть, пожалуй, главная сильная черта книги, в совокупности с лёгким слогом и небольшими объёмами, история Мэри Смит прочитывается в захлёб. Однако сильные черты делают книгу и более слабой. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что автор, увлёкшись пейзажем, забыл об истории и персонажах, а малый объём романа (пусть и детского) не позволяет истории развернуться так, как это было в аниме.