Больше рецензий

fraction_bird

Эксперт

Я лучше всех умею лежать и ничего не делать

31 марта 2020 г. 09:46

1K

4

В издании 2012 года от Chelushkin handcraft books с иллюстрациями Кирилла Челушкина, представлено два рассказа Эдгара Аллана По: "Колодец и маятник", вынесенный в заглавие, и "Бочонок амонтильядо" - бонусом. Сразу скажу, я не поклонница творчества данного писателя. До "Колодца и маятника" я познакомилась только с рассказом "Падение дома Ашеров", который оставил после прочтения чувство глубокого недоумения. Потому что вообще не моя тема. Все эти заламывания рук, тоскливые подвывания на ровном месте, чёрные-чёрные дома в паутине и запустении, лихорадочная фатальность, как главных, так и второстепенных героев, приводят меня к тоске и скуке буквально с первых страниц. Не представляю, как можно проникнуться этой безнадёгой, оторванной от реальности, да и как во всём этом персонажи живут, тоже непонятно.
Так что от "Колодца и маятника" я, в принципе, ничего особого не ждала. Книгу взяла из-за иллюстраций, которые действительно оказались потрясными. Но, к моему великому удивлению, они стали не единственным, что мне понравилось.
В "Падение дома Ашеров" я абсолютно не поняла фишку автора, а тут оказалось, что По тот ещё душнила (в хорошем смысле). Оба рассказа отлично передают атмосферу замкнутого пространства, клаустрофобии; тусклый желтый свет, который заставляет глаза болеть, а голову медленно сходить с ума, наполняет каждую сцену, заставляя читателя буквально проваливаться в тягучее безвременье. Брр, в общем. Ко всему вышеперечисленному до кучи добавляется темнота, изолированность, депривация сна, крысы, медленное приближение неминуемой смерти. В большей степени это, конечно, относится к "Колодцу и маятнику", но общая атмосфера сжатости, нехватки воздуха распространяется и на "Бочонок амонтильядо".
Несмотря на схожесть воздействия, по настроению рассказы разнятся.
"Бочонок амонтильядо" - зарисовка о мести, которая оставляет после себя чувство мрачной удовлетворенности и вины за радость от совершенного героем злодеяния. Двойственность этих ощущений раздирает.
"Колодец и маятник" - история узника, приговоренного к смертной казни, наоборот, несмотря на гнетущую атмосферу, наполнен надеждой на освобождение, герой не смиряется со своим безвыходным положением и изо всех сил ищет способы спастись. И как читатель я не могу понять: концовка это последняя попытка измученного сознания вырваться из плена пыток или реально очень странный хэппи-энд от автора?

картинка fraction_bird

В общем, несмотря на предубеждение, с которым я подходила к чтению этих рассказов, автору удалось воздействовать на моё воображение и заставить почувствовать себя максимально не комфортно. Респект ему за это. Однако, По всё ещё не мой автор. Его манера подачи текста, которой он добивается поставленной цели передать читателю чувство активного дискомфорта, не нашла отклика в моем сердечке. Но в мастерстве ему, конечно, не откажешь.
Так что, если вы из тех, кому нравится время от времени погружаться в вязкое болото чужих страхов, милости прошу.

P.S. Немного картинок для визуализации:

Комментарии


Жаль, не могу найти книгу с иллюстрациями, о которой вы пишете. Историю я читал когда-то, а картинки посмотрел бы :)


Добавила немного фото иллюстраций из издания к тексту рецензии, чтобы было понятнее. Посмотрите, они хороши =)


Спасибо :)
Я именно это и хотел посмотреть :)