Больше рецензий

26 марта 2020 г. 08:59

3K

5 Немного света в жизнь добавь.

"Лето Господне"
Роман состоит из трех частей: "Праздники", "Радости", "Скорби". По ощущениям, нечто среднее между "Детством" Горького и "Детством" Толстого, потому как Шмелев определенно из богатых, потому как описание уклада с постоянной милостыней, с огромными толпами работников и нищих, приходящих к ним на праздники - похоже на быт купцов, может даже первой гильдии. По описаниям, отец у мальчика - хозяин над развлечениями по праздникам (катание с гор на Масленицу, поставка свечей на праздник, иллюминации к Пасхе), а также занимается сплавкой леса баржами, сена, доставкой колотого льда. Кроме того, он занимается поставкой рабочих для плотницких дел: стропила и леса при постройке храмов - его рук дело. (Я сразу не поняла, что они, оказывается, еще и бани содержали - пришлось заглянуть в Вики - теперь понятно, почему к отцу мальчика на праздник приходят и банщики. Примерно то же было с портомойнями: во-первых, не сразу поняла, что это, потом по описанию сообразила: это мостки для стирки белья. И стало непонятно: с чего бы вдруг за стирку в Москве-реке брали деньги? Или тут прикол в том, что купальни (они тоже платные) и мостки-портомойни ставил именно отец Шмелева, и тут по принципу: хочешь - стирай с глиняного берега у колокольни, рискуя сорваться и утонуть, а хочешь - плати за корзину белья сколько-то портомойщику, и он тебе корзинку отнесет-принесет и на мостки пустит, и то же с купальнями: можешь купаться на неблагоустроенном пляже, а можешь - в купальнях. Хитро, однако. Но ничего нового не придумали ).

"Праздники" - это один год, который состоит их праздников. Начинается Великим Постом и кончается Масленицей. Круг замыкается. В основном праздники все церковные, потому как уклад строится на основе церкви, а воспитатель у мальчика - набожный Горкин.
Дальше идут "Радости" - все то, что доставляет мальчику радость, и складывается впечатление, что все это по одному и тому же циклу в год. Иногда истории - отрывочные воспоминания - из разных частей переплетаются друг с другом. Например, Ондрюшка из первой части - тот, который выстругал голубя для встречи иконы Богоматери Иверской - уже во второй части один из помощников отца мальчика. Но при этом в одной части могут встретиться события разных годов, просто расположены они "календарно".

Первое, что отметилось в голове во время чтения: ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ ВРЕМЯ ЕДЯТ??? Читать на голодный желудок все перечисления еды просто невозможно. Они едят все время. Постоянно и помногу. Все виды рыбы, икры, мяса, хлеба, яблок, овощей, постные и скоромные блюда. Несколько раз не выдерживала, пускала слюнки и уходила есть. Потому что.

Второе - это особое описание церковных праздников. Бог для мальчика веселый и светлый. И церковь - не церковь. То в ней березки и цветочки, то яблоки, то куличи, яйца, свечи и разноцветная иллюминация. И все-то им хорошо и весело, и все-то к нему по-доброму. Мальчик живет, не ведая бед как будто. Детство у него светлое и яркое.
Конечно, будут и горести. Без них никуда. Отец мальчика расшибется на лошади, и сперва ему как будто легчать будет, но после - все хуже и хуже. И умирает он на следующий день после своих именин, а в именины ему читают отходную - и пироги, которые люди несут ему во здравие с поздравлением, выглядят как насмешка, довольно страшная. И уж перед смертью отца главный герой узнает, что вовсе они не богаты, и все это время они жили в долг перед крестным Кашиным и дядей Егором, которые, однако, соглашаются взять семью на попечение и векселя - не рвут, нет! - отодвинуть на дальний срок, когда подрастет наследник, а построенные в кредит бани будут давать доход.

Что мне не понятно - почему, зная, что дела его расстроены, отец главного героя продолжал жить на широкую ногу и транжирить деньги - и на кого? На нищих, вроде Ердальцева или старика, который швырялся подношениями, недостойных и мерзких? Почему он опять действует в ущерб собственной семье? Ладно, с работниками, ладно - с теми, кто работал и теперь по его почину получает пенсию... Но почему он привечает всяких моральных уродов, зная, что они уроды? Почему расточает на них все деньги, которые и ему-то не принадлежат, а все - в счет кредита? И неужели то, что за его гробом шло пол-Москвы, должно оправдать то, что дети его остались без гроша? Не понимаю. Разве быть хорошим человеком - значит раздавать налево-направо без разбору? Видать, да. Потому что основное, что описывает Шмелев в воспоминаниях об отце - щедрость. В деньгах, в еде, в милостыне. Да вот как-то... Даже не знаю. Не по сердцу мне эта щедрость. Потому как сама книга - начата за здравие, а закончена за упокой.

В книге этой очень много религии. Очень много. Они живут по принципам религии, они строят свою жизнь по Евангелию, да и название - "Лето Господне". Не удивительно.
При этом, если честно, по эмоциональности она очень сильна. Где-то прямо пробивает на улыбку, а последние главы - на слезы. Очень много в первую очередь вкусовых эпитетов (даже то, что несъедобно, иногда описывается "сладкий", "медвяной" и тд), много запахов, очень много цвета и света. Такая яркая раскрашенная картинка из сладкой мастики - вот впечатление об этом произведении. И от него - надо признать - все-таки светло. Может, из-за вот этой щедрости, в результате которой и работники, и барин - одна семья, может, потому, что перед нами воспоминания любимого ребенка, даже я бы сказала любимца отцовского. Может, потому, что это действительно была самая светлая пора в жизни Шмелева и, вспоминая о ней в далекой Франции, он для своего племянника старается изобразить все как можно ярче, теплее, добрее... Однако читать - приятно. Тепло.

В самой книге есть и другие произведения. О них ниже.

Первое из них - "Человек из ресторана".
Главный герой - Скороходов, которого практически никто не называет по имени - официант в ресторане, работает уже 23 года в нем, знает все тонкости, зарабатывает на обучение сыну и дочери, и совершенно не считает зазорным такую работу. Он умеет сохранять достоинство, никогда не берет чужого, но при этом осознает себя маленьким человеком, которому не следует вылезать и бунтовать. Поэтому официант Икоркин, который все грезит профсоюзом, его раздражает. В чем достоинство Скороходова? В том, что он не сидит на шее, не ворует, а честно зарабатывает. И не без основания считает себя таки выше господ, в ресторане обедающих, которые не стесняются тащить то, что плохо лежит, портить обстановку, набивать карманы, позорить жен, любовниц и просто барышень, к которым они подкатывают.
При этом бОльшую часть времени Скоморохов молчит и терпит. Любое обращение и обиды. Он считает, что нужно покоряться силе и по возможности соблюдать приличия.
А вот сын Николай и дочь Наташа отца презирают. За то, что работает в ресторане - холуй, за то, что зарабатывает мало - не хватает на платья и ленты, за то, что живут они в ободранной съемной квартире, в которой, чтобы немного заработать еще, сдают комнаты жильцам, а значит, пригласить-то сюда не возможно приличных людей, за то, что живут с оглядкой и слишком надеются на Бога - прошлый век, темнота, трусость и прихлебательство. В итоге сперва по политическому делу попадает Николай, перед этим его по доносу жильца Косого, с которым Коля спорил, а так же за его скандал с учителем в духе "я требую" (что ты там можешь требовать? ты ничего еще не заслужил, и скажи спасибо, что бесплатно учишься в платном училище - так нет, не нравится ему видите ли, что над ним смеются, что у него нет чистых воротничков и новой курточки, и тыкают его отцом-официантом) выгоняют из училища за полгода до окончания. Кроме того, выясняется, что он вступает в партию., участвует во всяких подпольных действиях - и по сути, своим арестом и поведением доводит мать до приступа и смерти. Отца же из-за него выгоняют.
А там и Наташа, которой тоже не нравится, что ее дразнят замарашкой богатые барышни, хотя родители ее и так балуют, что отказывают себе во всем, отдают ей лишний рубль на наряды. Сперва она начинает шляться с офицерами, которым нравится доступность небогатой барышни, но которую они никогда не возьмут замуж, потому что у нее отец-официант. Однако, когда Скороходов ловит такого офицера и таки едва не начищает ему морду, грозя скандалом - тот ведь сдается, и сам боится огласки. И все же Наташа становится содержанкой своего начальника, беременеет от него, рожает вопреки запрету любовника - и сразу оказывается на улице. И опять Скороходов приходит в магазин, где она работала, говорит с начальником - немцем, рассказывает о растрате любовника Наташи, и ее ведь возвращают работать. Хотя дочь свою она бросает на отца и живет отдельно теперь.
Главного героя же восстановят, более того, когда его уволили из-за сына, ему, конечно, никто не помог, но ему вернули залог, который он отдал при поступлении на работу (система: заплати, чтобы работать), и выплатили денег, а официанты во главе с Икоркиным сами поставили ему содержание по копейке с каждых чаевых в день - и исправно приносили ему.
И когда в финале Скороходов снова получает работу, в том же месте, он, выполняя свои обязанности, глядит свысока и на директора училища, откуда выгнали Николая, и на бывшего любовника Наташи, и на офицера, который побоялся скандалов... И получается, что Скороходов со своей правдой все же торжествует. А Наташа с Николаем за свою неблагодарность наказаны. Одна опозорена, другой теперь скрывается под страхом смертной казни. И вопрос: ну и зачем они все это заварили, дураки набитые? А ведь могли устроить свою жизнь, если бы почаще слушали, что им говорят.

У Шмелева тема "маленького человека" вроде бы продолжает традицию, начатую с Акакия Акакиевича, но вроде бы и уводит ее в сторону. У Шмелева "маленький человек" умеет разумно и трезво смотреть на вещи, и при этом я не увидела, например, этого вот "ах, бедный я несчастный, пойду умру". Скороходов продолжает жить и работать. И выражать мысли. И выражать эмоции. Да, он ссорится со старинным другом. Да, он теряет жену, теряет работу. Да, он остается без детей. Но при этом он приходит к еще более маленькому человеку - бывшему солдату, которого собственный сын с невесткой сгноили, и понимает, что его горе - не такое уж и горе, и он-то может многое. Или приходит к старику, торговавшему теплым товаром - валенки, шапки - и благодарит его за спасение сына. И, возвращаясь домой, он умудряется остаться нетронутым, не попавшим в машину судебных разбирательств. То есть он, несмотря на все свои неудачи и потери, получает какой-никакой, но выигрыш. Дети не с ним, но хотя бы живы - и он это знает, Наташа устроена на работу, есть отрада - внучка, снова работа, которая ему по нраву. Мне думается, это важно. Лушу вот только жаль, жену Скороходова.

"Неупиваемая Чаша"
Второе из произведений. И это то, которое можно назвать произведением о Любви. С большой буквы, да. О вроде бы запретной влюбленности бывшего крепостного Ильи, отправленного барином обучаться искусству живописи в Европу, талантливого живописца и иконописца, в барыню Анастасию Ляпунову, жену хозяина. Но любовь тут была чистая, светлая и без малейшей примеси похоти, потому что иначе изобразить любимую на иконе в роли Богоматери, да еще с такой любовью и силой души изобразить, чтобы всю душу вложить и одарить икону целительной силой. И описано таким светлым языком, с такой теплотой (выдано за рукопись самого Ильи), что до слез прошибает. И столько света в этой небольшой повести, что дух захватывает. И красота эта, непонятая, как будто противопоставлена всему остальному миру, но в то же время - часть ее, неотрывная, живая.
По своему звучанию повесть очень похожа на "Лето Господне" и, завершая книгу, как бы возвращает тот заданный романом тон, вкус и запах светлого, медового и сладкого БЫЛОГО, от которого на душе становится тепло и легко.

книжная полка