Больше рецензий

21 марта 2020 г. 16:09

1K

3 Смайли, просто Смайли

Предательство, в сущности, дело привычки.

картинка InniS

Шпионские романы совсем не мой жанр, даже Бонд, джентльмен и любитель мартини меня никогда не впечатлял. Не буду оригинальной, если скажу, что к чтению подтолкнул фильм - на удивление легко и интересно смотрелась история о суровых буднях шпионов, не тех, что катаются на яхтах и выпивают с шикарными блондинками, а вполне обычных, чуть ли не офисных тружеников. Планируют операции, разыгрывают сложные многоходовки, думают о семье и погоде.

После фильма захотелось поглубже разобраться в логических построениях Смайли, увидеть ситуацию не лицах несомненно шикарных актеров, а тихонько, пошагово рассказанной с точки зрения Смайли. И буквально с первых страниц - завязла в этих самых логических схемах, то, что при визуальном представлении можно было подчерпнуть из мимики и интонаций, в книге нужно вылавливать из диалогов, намеков, скучных рассуждений.

Первая половина книги - это просто каскад из имен и характеров, каждый что-то замышляет, у каждого камень за пазухой. Возможно, я читала только одну книгу из серии, поэтому и сложновато было сразу расставить все фигуры на шахматной доске, особенно если из этих фигур интересует (особенно интересует) только одна. Но когда фигуры задвигались, стали создавать сложные комбинации и проявлять характер - стало по настоящему интересно. Абсолютно шикарный эпизод - рассказ о попытке завербовать Карлу от лица самого Смайли. Столкновение двух профессионалов с сильнейшими характерами , идеология и фанатизм, внутреннее сопротивление и желание выиграть любой ценой - вот как раз такие моменты - самые блестящие бриллианты в длинных неспешных повествованиях. После этого рассказа мне стал понятнее и четче виден характер Смайли, появились в нем человеческие черты, достойные сочувствия и понимания, не механическое перечисление его профессиональных качеств.

Концовка немного примирила меня с абсолютно лишенной динамики и топчущейся на месте серединой. Разоблачение крота - это по сути разоблачение самих себя для каждого из действующих лиц. Для кого-то из них он был другом, для кого-то наставником, для кого-то любовником. Каждый признает его неординарность и удивляется - что привело его на сторону врага? Рефлексирует Смайли, для которого крот еще и очень личный враг, Питер Гиллем теряет кумира, растеряны и недоумевают и Рой Бланд, и Тоби Эстерхейзи. После такой литературы начинаешь больше ценить экранизации, когда за знакомыми лицами актеров проглядывают характеры, действие разворачивается быстро , отметаются ненужные детали и да, Гарри Олдмэн не похож на Смайли из книги.