Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2020 г. 03:52

491

3

Очень сложно было предположить, что книга о жестокости войн, о гонениях и скитаниях окажется не глубокой или поверхностной, не вызывающей слезы или, наоборот, слишком слащавой, а попросту никакой. Автор так обильно льет воду, что по сути не говорит ничего. Но говорит при этом очень красиво.

Книга начинается с рассказа о девочке-подростке Эстер, её последнем счастливом лете перед тем, как правительство Франции предаст своих граждан и выдаст евреев фашистам. В последний момент еврейские семьи покинут обжитые места в попытке перейти через горы в Италию, откуда их должен забрать корабль, идущий в благословенный Израиль. Но вместо того, чтобы рассказывать захватывающую историю скитаний матери и дочери, Леклезио настолько увлекся пейзажами и пасторалями, что на саму историю сил так и не собрал. Мы увидим леса, поля и реки, затем горы и море, а также сопутствующие погодные явления, описанные прекрасным классическим языком. Не менее красив будет и язык эмоций. Вообще вся книга - сплошные ощущения: от трепета при виде церкви, залитой светом свечей, до наслаждения от прикосновения руки к щеке. Но и только.
Автор выпускает целый кусок из жизни Эстер и Элизабет, мельком упомянув, что в течении большого промежутка времени они жили у какого-то мужчины, который помогал им с обустройством и жильем, намекнет на отношения матери с этим мужчиной, хотя мы так и не узнаем, что именно их связывало. Зато ему просто необходимо было описать совершенно однотипные отношения Эстер с мальчиками - их невинные игры в лесах и полях, хождение за ручку, романтическую дружбу - аж пять раз! Что мальчики, что отношения - совершенно взаимозаменяемы.
Особенно раздражал один сомнительный художественный прием: повествование велось то в третьем лице, то от первого лица, прыгая туда-сюда. Это делало историю какой-то надуманной и ненастоящей. Не избавился автор от этого стиля и в рассказе об арабке Неджме. Но эта история вышла куда более гармоничной, захватывающей и сильной. К сожалению, в тексте она занимает не так уж много места.
Мысль автора, конечно, понятна. Война жестока и несправедлива, люди, опомнитесь, что вы творите.
Но именно эта книга не трогает, она куда больше напоминает зарисовки на тему на фоне пейзажей, чем серьезный роман. И нет, я не удивлена, что ей дали престижную премию.