Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2020 г. 12:01

3K

3.5 Молот веры, крушащий классовых угнетателей

Ал.Алтаев - псевдоним одной очень ученой барышни, которую в миру звали Маргарита Владимировна Ямщикова. Она страдала тяжелой формой графомании, до такой степени, что бежала с малолетним ребенком от мужа, который не желал, чтобы супруга занималась сочинительством. Поскольку барышня жизни как таковой не знала, но писать ей очень хотелось, то она нашла идеальный выход - стала сочинительницей исторических романов для юношества. Во-первых, юноши сами жизненным опытом еще не обладают, во-вторых, предмет изложения отстоит на десятилетия, а то и на века, свобода интерпретации повышается.

Так как принадлежала Маргарита Владимировна к либеральным кругам российского общества, то писала она в основном о разных повстанческих и революционных движениях. Поэтому в первые годы Советской власти её творчество было крайне востребовано. Одно время она соперничала по тиражам с самим Великим Максимом Горьким.

Как раз в это время и была написана одна из самых известных и впоследствии издаваемых её повестей "Под знаменем Башмака" (1920). В общей сложности она выдала более 150 книг, но после смерти, последовавшей в 1959 году, чаще других переиздавалось упомянутое произведение.

Рассказывается в повести о крестьянском восстании в Германии под руководством Томаса Мюнцера (1524-1525). Причем рассказывается очень своеобразно, если ребенок прочтет повесть Алтаева-Ямщиковой, у него сложится о Мюнцере очень оригинальное представление. Из проповедника-реформатора, выступавшего против греховного уклада жизни и ратовавшего за евангельский идеал, в повести он превращается в яркого пракоммуниста, который призывает разделить все богатства поровну и установить всеобщую справедливость, автор его так и называет: "пламенный революционер-проповедник, посвятивший свою жизнь борьбе за освобождение народа".

В своей трактовке Ямщикова переплюнула самого Энгельса, который считал Мюнцера борцом за социальное равенство, который был вынужден использовать библейский язык, как наиболее понятный тогдашним крестьянам. Её Мюнцер разговаривает со своей паствой языком классовой борьбы.

Что интересно, в повести присутствуют религиозные сектанты, автор даже представляет их как часть восставших, но они выступают как несознательная сила, мешающая пламенному Мюнцеру вести крестьянские массы в решительные сражения. Так, рассказывается как сектанты вместо того, чтобы готовиться к сражению, устраивают моления и распевают псалмы.

Они становятся одной из причин поражения крестьянского войска. Другие причины в том, что крестьяне не захотели идти дальше освобождать остальную Германию, будучи более озабоченными предстоящим весенним севом; обедневшие рыцари, которые сначала поддержали восставших, их предали. И только сознательные горожане-ремесленники - прообраз будущего пролетариата - держались дольше всех, но пали под напором собранного феодалами войска.

Такая трактовка религиозной крестьянской войны с её милленаристскими чаяниями в виде ожидания Второго пришествия Христа и установления вселенской справедливости, ложилась в канву классовой борьбы и отвечала требованиям исторического момента.

И с названием Ямщикова немножко схитрила, настоящее движение Башмака, которое действительно отличалось большим акцентом не на религиозные аспекты, а на социальные, существовало в Германии, но где-то на полвека раньше, в середине второй половины XV века.

923

Комментарии


Помнится, в детстве я это произведение так и не осилила.
А вот про Леонардо да Винчи книга авторства Ал. Алтаев нравилась.


А я про да Винчи не читал...


У меня был сборник, назывался "Под знаменем "Башмака"", но первой шла повесть о Леонардо. А названия ее я не помню (


Кажется, она так и называется "Леонардо да Винчи".


Да, туплю )