Больше рецензий

10 марта 2020 г. 19:43

1K

«Будущее — то, чего ещё нет». Так писал Августин Аврелий в «Исповеди».

Будущего нет, а режиссёры будущего есть. По крайней мере, по мнению кинокритика Андрея Плахова.

Однажды ведущие «Школы злословия» разделили людей на тех, кому ближе Толстой и тех, кому ближе Достоевский. Я потом аналогично мысленно делила всех на ахматовский тип и тип Цветаевой. А кто-то делит людей на любителей Древней Греции и поклонников Древнего Рима. На тех, кто не может жить без котов и тех, кому милее собаки. И так далее.

Во всех этих дихотомиях важно то, что совмещать едва ли удастся. . Да, можно принимать и второй элемент, не отрицать его, но едва ли можно сказать о присутствии интереса равной силы. Не говоря уже о любви.

Мне кажется, что справедливо также утверждать, что есть люди, которым ближе рассказы и те, для кого малая форма слишком стремительна, а потому предпочтительны повести и романы. К последним отношусь и я.

Даже у любимого автора мне больше захочется прочесть повесть. И если рассказы будут объединены в сборнике общей темой, что обеспечивает большую целостность, я все равно предпочту более объёмный текст.

К чему это я?

Книга Андрея Плахова «Режиссеры будущего: индивидуалисты и универсалы» напоминает мне сборник рассказов. Автор написал о 17 режиссёрах, снимающих весьма разное кино. Кроме рассуждений о каждом из них, в книге есть интервью. Возможно, это делает книгу похожей на лекции по естественным наукам (где сразу идёт теория, а потом показывают, как она работает на практике, из какой эмпирики это произрастает и во что уходит). Но романом это её, конечно, не делает.

Хотя даже в названии видна попытка найти общие черты (аналог общей тематики рассказов некого сборника), сами они дают настолько большие возможности для выбора лиц, что практически ничего и не ограничивают.

В книге Плахова упоминаются весьма яркие фигуры, но на информации о них не так просто сосредоточиться. Конечно, читатель поймёт, кого стоит посмотреть именно ему и запомнит по паре ключевых особенностей каждого из режиссёров. Но вообще этот текст производит скорее впечатление меню, чем кулинарной книги.

Читать ее имеет смысл в том случае, если вас интересует Плахов и его мнение о кино. А также в том случае, если вы имеете весьма смутное представление о современном кино, хотите узнать, кого можно воспринимать как потенциального живого классика. И, конечно же, в том случае, если вы уже замучили своих друзей и знакомых вопросов о том, что же вам посмотреть после работы.

Написана она отличным языком. Хорошо структурирована.

Плахов не пытается прогнозировать, что будет происходить со всем кинематографом в будущем. Он пытается показать лишь некий его пласт. А именно — поговорить о тех людях, которые, по его мнению, умудряются сохранить индивидуальность в мире унифицированной культуры. При этом не находясь на обочине этой культуры, а будучи интересными достаточно широкой аудитории.

Из книги понятно, что кино будущего — кино, которое создаётся на стыке культурных кодов, жанров, этнических символов. Душевно поесть рамен, глядя на средневековые европейские постройки под звуки армянского рэпа. Вот как-то так.

Нашла для себя несколько занятных фильмов, которые посмотрю на досуге. Попробую запомнить фамилии режиссёров, названных Плахов. Если проживу ещё лет 30-40, то, вероятно, смогу ответить на вопрос о том, стали ли режиссеры будущего режиссерами вечности.

«Метафизический плацкарт».
Основа марта.
ДП 2020

Комментарии


Я вот понятия не имею, кто такой Плахов, так что книгу вряд ли почитаю)
А что за фильмы ты для себя отметила? Поделишься?


Я до этой книги тоже не имела понятия. Но я из кинокритиков знаю только двух: Антона Долина и Егора Беликова.
Так что про Плахова раньше не слышала.

У меня последнее время возник интерес к иранскому и турецкому. Наверное, могу пресытиться. Но вообще иранская современная культура кажется мне чуть ли не самой вдохновляющей.

Но и турецкое кое-что тоже бывает интересным. А ещё я люблю некоторые фильмы Фассбиндера. Очень.

По этой причине я себе отметила посмотреть Фатеева Акина что-нибудь. Если ты о нем не знаешь (вот как я до книги), то это такой немецкий режиссёр турецкого происхождения.
И Фассбиндер, судя по всему, что-то для него да значил ))


Будущее — то, чего ещё нет». Так писал Августин Аврелий в «Исповеди».


Удивительно похоже на определение истины...

Во всех этих дихотомиях важно то, что совмещать едва ли удастся. . Да, можно принимать и второй элемент, не отрицать его, но едва ли можно сказать о присутствии интереса равной силы. Не говоря уже о любви.


Знаете, Саша, меня всегда удивляло это деление на Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского.
Что забавно, именно Набоков впервые открыл миру чудесного нового автора: Толстоевского.
Я его нежно люблю. Более того, хотел того Набоков или нет, но в нём самом дивно и странно уживаются Толстой и Достоевский, Лермонтов и Пушкин.
В этом смысле, он писатель будущего и... непредсказуемого прошлого.
Это как в ускорителе элементарных частиц: разгоняются разные и противоположные дуг другу частицы, и сталкиваются с сумасшедшей скоростью, и... на миг рождается новое вещество, словно нездешний цветок, и умирает, так никем толком и не понятый.
Всё это есть в Набокове. В Цветаевой тоже много чего есть в этом смысле.
А режиссёрам и писателям будущего остаётся лишь фиксировать эти цветы и собирать их... как Персефона.


А меня никакие деления не удивляют. Я могу к ним относится негативно. К каким-то. Или безразлично. Или наоборот хотеть их использовать и одобрять. Но именно удивления не вызывало никогда.

Люди любят каталогизировать, классифицировать. Об этом Аристотель весьма подробно написал. Об этой особенности мозга человека.

А уж бинарными оппозициями мы до сих пор активно мыслим. И мне бывает любопытно смотреть, как именно они применяются.

Толстоевский — это славно. Вспомнилось, что я знала девушку, у которой был такой ник ) Она вышла замуж и уехала в Сербию. Это так... Случайная подробность из глубин моей памяти )


Ах, дайри, дайри))) я тоже помню такую девушку!

А мне будет интересна книжка? Смутило, что надо знать и любить мнение Плахова... Его есть, за что полюбить?


Можно и не любить его. )
Я это вот почему написала. Например, хочешь ты про новую волну в кино читать. Или там про советское кино определенного периода. Тогда ты точно знаешь, какие имена встретишь. Ну, или если встретишь какие-то незнакомые, то будешь понимать, почему они в эту книгу попали.

Но вот формулировка «режиссёры будущего» показывает совершенную субъективность. Есть Плахов и это именно он выбрал этих режиссёров, чтоб их так величать.

Получается, что в книге речь о режиссёрах разных стран, которых именно автор воспринимает как таковых, на которых стоит обратить внимание. Это уже изначально его вкус и его оптика.


То есть всё-таки надо к Плахову относится с уважением, как минимум)) Я у него какие-то статьи отдельные читала, лет 15 назад. Не запомнился. Видимо, пропущу.
Хотя про Акина слышала от многих ;) Даже смотрела у него документалку и две короткометражки. Опять же не очень запомнились. Я вообще к немецкому кино (даже если оно немного турецкое) отношусь настороженно.


Я люблю «Горькие слёзы Петры фон Кант». И «Замужество Марии Браун».

Про «не запомнился»... Ну вот мне в книге не хватило какой-то остроты изложения.