Больше рецензий

5 марта 2020 г. 10:59

3K

5 Насколько проще любить мертвых, чем живых

В середине прошлого века в японском городе Киото местный монах сжёг буддийский Храм. Это событие Мисима положил в основу своего провокационного романа. В нём же показал обратную сторону монашеской жизни. По ходу действия священники и монахи у автора не только медитируют, учатся и работают, но ещё и пользуются услугами проституток, любят выпить и не прочь на всё это одолжить денег.

На протяжении всей книги главному герою (монаху-поджигателю) постоянно встречаются два коана: об убийстве Будды и об убийстве котенка. Коан – это вопрос или загадка в дзэн-буддизме. Цель коана – достижение просветления или понимания его сути. «Будда» и «котенок» здесь имеют иносказательный смысл, обозначающий «Золотой Храм». «Храм» – это зависимость человека. Это то, что человек любит, боится потерять или к чему стремится. И, чтобы избавиться от этого всего, необходимо «убить Будду» – убить то, что любишь всем сердцем. То есть разрушить Храм.

Главный герой проходит путь от почитания, любви и даже обожествления Храма до полного к нему разочарования. В конце концов, он сжигает его. И мы понимаем, почему он это делает. Золотой Храм оказывается пустышкой. Он красив лишь снаружи. Внутри же его населяют люди, далекие от красоты, люди – подлые, жадные, завистливые. Храм – это обман. Но в тоже время – это воплощение красоты, которое не отпускает, которое не дает почувствовать себя свободным.

Мисима вновь меня удивил. До этого читал у прочих о тибетском и индийском буддизме. Но здесь влияние японского менталитета на религию оказалось колоссальным. Автор описывает мир, где люди противоречивы. Где каждый обособлен и зациклен на себе. Где торжествует культ самоубийства, который имеет исторические корни. Всё это смешивается с учением буддизма, и на выходе мы имеем невероятно красивое и глубокое по смыслу произведение.