Больше рецензий

1 марта 2020 г. 17:39

102

4 Анна Летягина «Край зовёт»: пока что внутренне сырой (увы!) янг-адалт от автора, который, на самом деле, может

Очень странное у меня получается с этим романом послевкусие… С одной стороны, я вижу, что автор умеет рассказывать интересные, вроде бы ладно сложенные (на первый взгляд) истории, продумывать композиционно структуру романа – чисто в техническом плане Анна явно уже далеко не начинающий писатель.

С другой стороны, возникает конкретно к этой книге много сущностных вопросов, которые, к слову, уже не раз поднимались и в заметках других рецензентов (в VK-сообществе «Щеглы»).

Я проглядел некоторые ранее выложенные рецензии, внутренне сверил их с собственными ощущениями и готов вынести неутешительный вердикт: сама придуманная история хромает на все четыре логические лапки какой-нибудь гиены-падальщика (этот образ, между прочим, взят из самого текста «Край зовёт»).

Теперь по порядку. Как я понимаю замысел Анны, – хотелось взять довольно модную в последние годы тему суицидов в подростковой среде и на её основе придумать историю личного преодоления тяги к запретному (тяги к тому, чтобы переступить черту, зайти за край). Посыл, в принципе, годный, тут можно копать не на один роман.

Однако в этом романе автор как-то слишком мгновенно погружает читателя в голову главной героини, Веры, которой вдруг почему-то захотелось влиться в компанию странных, экспериментирующих с мортидо-влечением сверстников. Почему, какие внутренние к этому посылы у Веры были – лично для меня это осталось загадкой.

Любопытно, что по мере развёртывания истории личное мортидо-стремление Веры (давайте условимся, что именно оно и побудило лирическую героиню заглянуть за край) логично никак не излечивается. Оно… просто исчезает за счёт разрешения конфликта, который прямо к истории Веры не относится (и это уже тоже отмечали рецензенты). Иными словами, финал просто-напросто слит, гиены-падальщики, которые мерещились Вере всю романную дорогу, просто растворились в воздухе.

Кстати, очень хороший и жирный вопрос автору – а в чём смысл вплетения в сюжет этой мистической детальки с гиенами? Просто дополнительная специя для привлечения к книге подросткового внимания (на мистику любой же клюнет, наверное)? Но эта специя, даже в непрозрачном символическом намёке на то, что гиены олицетворяют самих странных ребят, не работает; мне очень понравился комментарий Владимира Гарасева о том, что сопровождающие героиню галлюцинации – это больше признак клинической картины какого-то душевного заболевания. Но при таком заболевании, разумеется, никакие галлюцинации сами по себе никуда не исчезают, пока не разрешается основной конфликт, вызвавший болезнь (в романе Анны личный конфликт Веры, повторюсь, никак не разрешается).

Еще одна немаловажная претензия к книге Анны Летягиной заключается к форме художественной подачи. С языком-то тут всё в порядке, особенных стилистических изысков нет, но нет и вопиющих, режущих глаз косяков, это хорошо, Анна пишет вполне на уровне крепкого писателя из самиздата (в мире официального лит-процесса её имя пока что никак нигде не мелькало). Однако… стоп; читая роман я постоянно ловил себя на мысли, что вникаю в какую-то психоаналитическую исповедь взрослого, привыкшего рефлексировать человека. Иными словами, роман явно написан не от лица подростка, временами главная героиня затрагивает настолько серьёзные, философские вопросы, которые, скорее всего, приходят в голову далеко не всякому-то и ударно пожившему на свете человеку… Возникает вопрос – а на какую целевую аудиторию рассчитана книга? Для подростка всё это тяжеловато, взрослым людям, скорее всего, не захочется вникать в проблематику подростков-суицидников (тема не из приятных, да и далеко же это – в представлении даже тех, кто сам воспитывает проблемных подростков – от реальной жизни).

Суммируя всё сказанное, выскажусь прямо: при всём том, что «Край зовёт» написан хорошим, добротным, явно не начписовским языком, роман сам по себе, смыслово, пока что сырой. Он попросту не до конца продуман, в нём немало логических дыр, выпирающих отовсюду разноцветных ниток сторонних полу-сюжетов (мне, например, осталась непонятной сущностная важность эпизода с отыскиванием мамы главной героини – это зачем, к чему?). Общие контуры истории вроде есть, но они зыбкие, странные, вызывающие много вопросов. И если всё это заново пересобрать, переформатировать, чётко увязать внутренние сюжеты друг с другом, а главное упростить по форме подачи, то может получиться очень даже неплохой, интересный янг-адалт роман.