Больше рецензий

28 февраля 2020 г. 18:58

1K

4 Долгожданное продолжение истории Лиры, не ставшее (полным) разочарованием

Вторая и, судя по обещаниям автора, предпоследняя часть новой трилогии Филипа Пулмана "Книга Пыли".
С момента завершения автором предыдущей трилогии, "Темные начала", прошло почти 20 лет, и было бы наивно надеяться на сохранение прежней мощи повествования.
Уже по прочтении первой части, "Прекрасная дикарка", стало понятно, что тон Пулмана изменился, став более сдержанным, скупым и, в некотором смысле, усталым.
И сам автор это прекрасно сознает, поэтому мир, который он рисует, сильно отличается от мира "Темных начал", хотя от описанных там событий до времени, когда происходит действие "Тайного содружества", прошло всего восемь лет.
В этом мире, пока что, не происходит ничего хоть сколько-нибудь сравнимого с судьбоносными событиями эпических (вернее, даже космических) масштабов, разворачивавшимися в "Северном сиянии" или "Янтарном телескопе"; и даже память о них, кажется, стёрлась, как будто их вовсе не было.
Вместо этого - слегка искаженная авторской оптикой модель нашего нынешнего мира, с его транснациональными корпорациями, тайной войной спецслужб, контрастом благополучно-лицемерного Запада и инфернально-одухотворенного Востока, религиозным фанатизмом, террористами и беженцами.
В этом мире действуют симпатичная и обаятельная, но, в общем, довольно обычная студентка Лира Сирин, отягощенная психологическими проблемами, агент "хорошей" спецслужбы Малкольм Полстед, стремящийся делать только то, что прилично и правильно, и их антагонисты - способный, но порочный и надломленный Оливье Бонневиль (сын!), и его шеф, "серый кардинал" Магистериума Марсель Деламар (брат!), по ходу действия превращающийся в маньяка, добившегося неограниченной власти.
А что же осталось от ведьм, с их заклинаниями, от бронированных медведей, ангелов, призраков и необыкновенных существ из других миров, в изобилии водившихся в мире "Темных начал"?
Ответ - Тайное содружество. Его, вроде бы, нет. Оно прячется среди непролазных болот или непроходимых песков, в подвалах чудаков-алхимиков, на конспиративных квартирах странных книгочеев... И суть путешествия протагониста книги, Лиры, в перемещении от одной точки его многообразных, но скрытых проявлений, к другой.
Пулман, безусловно, остаётся выдающимся мастером слова. На своих местах и его строгий, сдержанный и при этом эмоционально насыщенный язык, и его затягивающее бытописательство, с точно отмеренным количеством штрихов и деталей.
В скобках замечу, что рядом своих сюжетных ходов "Тайное содружество" заметно напомнило мне одну из ранних книг Пулмана, "Тигр в колодце".
Можно вспомнить и ещё одну старую идею Пулмана, из "Оловянной принцессы": о чередовании долгих периодов обыденности и косности, в течение которых прессинг "банального зла" способен лишь возрастать, с краткими и яркими всплесками стремительных изменений, когда возможно всё.
Будем надеяться, что в завершающей книге трилогии Пулман окажется в силах ещё раз вскружить нам голову таким всплеском.