Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

27 февраля 2020 г. 07:07

6K

4 Чем старше, тем больше мертвых во снах

Нарисовать тебе пару строк - личный вызов. Прежде мне было лень искать для "Исповеди" алфавит. От слова совсем, думал закинуть этот кирпич на полку. Ведь я не люблю расписывать сочинения о больших романах. В такие часы я постоянно в поиске слов и сигареты. А на Кабре легко можно нацарапать диссертацию. Некоторые, например, тратят два - три листа в рецензиях, а я не могу собрать и пяти абзацев. По сему, этот набор фраз только для тебя. И мне будет приятно, если в конце ты все-таки улыбнешься и откроешь первую главу. Хочу, кстати, за ранее извиниться за субъективную акварель. Но где поймать объективность? К черту её.

Представь мужчину, который возвращается в пустую квартиру. За окном улица тускнеет и наполняется криками соседских детей. Адриа Ардевол медленно снимает ботинки, облокачиваясь рукой на корешки книг. Проходит по холодному полу, улыбаясь именам на обложках и опускается на стул в своём любимом кабинете. С минуту, а может чуть больше, он просто сидит и вспоминает, как Сара входила в эту комнату с чашкой кофе. Скажешь, болезненная тяга? А я хочу думать, что такое возможно. Что мужчина способен пронести сквозь жизнь любовь к женщине. А затем посвятить ей свою рукопись, где нет желания скрыть уязвимость и враньё. Саре бы понравилось. Она бы улыбнулась и отвернулась. Если взглянешь под другим углом – увидишь здесь нить - Ариадны, которая выводит мужчину из лабиринта.

Ардевол открывает блокнот и начинает писать на листке бумаги строки о своём отце, загадочной скрипке, матери и магазинчике…

Я понимаю, что должен был рассказать тебе об этом давно, но это трудно, и даже теперь не знаю, с чего начать.

Ситуация усугубляется тем, что Адриа забывает воспоминания. Каждый час из памяти вырывают фрагменты прошлого. Человек теряет даже свои сновидения, связанные с детством и юностью. Меня это напрягает особо, ведь я обожаю сны про солнечную улицу вблизи дома, не говоря о воспоминаниях о любимых книгах, людях и эпизодах. Как же он пишет? Так и пишет, с охренительным дедлайном. В минуты чтения порой приходит чувство, что Кабре теряет мысль. Повествование перепрыгивает с одной истории на иную, еще более загадочную – Венеция незаметно превращается в Барселону, а рассуждения о друге перетекают в контекст Гестапо…

Канва романа напоминает лабиринты, где рассказы – своеобразные тропы, а их персонажи – рисуют на скалах в непохожей стилистике. Читается непросто, согласен, но игра стоит свеч. И если Сара – маркер в настоящем, то Виал (скрипка Сториони) словно нить Ариадны, которая связывает обрывки в цельную историю и ведёт читателя за руку (что-то похожее было с кольцом всевластия). Даже больше. Скрипка во многом пыталась изменить жизнь Адриа. Она словно диктовала ему выбор. Так, например, Виал не захотел покидать семью и заставил маленького Адриа заглянуть в сейф. Благодаря чему, отец (Феликс) ушёл из квартиры с пустым футляром… Но Кабре все-таки нарисовал роман-сомнение. Тут нет явной трактовки. Будь это мистика с дьявольской скрипкой, или же воля случая с совпадением… ты определишь сама. Я уверен, у тебя это выйдет гораздо тоньше. Меня же цепляет мистическая тайна в образе скрипки, рядом с которой всегда ходит несчастье. Мне нравится история о том, как её сотворили в 1764 году – из дерева, которое выросло на могиле.

После чего кусок древесины обрел возможность созидать мелодию. Так “Исповедь” наполнилась одним видом искусства - музыкой (или инструментом потустороннего). Но что привлекает… в романе есть и другие формы самовыражения. На этих страницах человек занимается коллекционированием антикварных вещей и оригинальных книг, пишет художественную литературу/эссе, дарит музыку, оживляет портреты на холсте… Через последнее, мы подошли к самому важному.

Пока Адриа пишет свою рукопись, Сара стоит рядом.
Девушка смотрит на цветок в горшочке, на вещи, которые лежат там же, где она их оставила. Если бы Сара могла пройти в другую комнату, то узнала бы свой холст и последний рисунок. Увидела бы набор карандашей, которые были куплены в лавке напротив. Они так же по-детски лежат на полу. Но сейчас девушка смотрит на Адриа, на его морщины, одиночество и… уязвимость. Она вспоминает, как когда-то пришла к этому мужчине со своей сумкой, а Адриа открыл перед ней дверь.

- Можно войти?
- Можешь войти в мою жизнь, можешь делать всё, что хочешь, Сара, любимая.
Но она ограничилась тем, что вошла в дом.

Не каждая женщина войдет в комнату и загнёт уголок любимой страницы в мыслях у мужчины. В её взгляде читаются… задумчивость, тишина, честность и умение дать дельный совет. Кабре нарисовал персонажа, который любит всем сердцем, но никогда (очень редко) не скажет этого вслух. Забавно, что именно такую женщину хронически не хватает, ведь ей не скучно в одиночестве. Я думаю, она рисовала, даже когда наблюдала за толпой. Так писатель пишет историю на воображаемом листке, а Сара - на холсте.

Кстати, говоря о женщине из какой-либо книги, мне часто вспоминается одна беседа:
- Расскажи мне о ней.
- Что ты хочешь знать?
- Хочу знать о человеке в персонаже.
- Я не уверен, что передам суть.
- Тогда расскажи про её желания.

Какое желание было у Сары? Вернуть Виал настоящему владельцу. А может, просто спасти Адриа от скрипки и стереть трагические события из совместных воспоминаний. Вопрос причины сейчас не столь принципиален. Здесь интереснее другое, например, как женщина восстает против Виала. По крайней мере, это одно из самых ярких желаний, которое я заметил у Сары…
Что касается стремления Адриа… думаю, ты уже догадалась. Явная попытка усидеть на двух стульях - не потерять любимую женщину и сохранить кусок старой древесины. В итоге получился забавный и своеобразный треугольник, в котором соприкасаются три формы выражения - литература, мелодия, живопись.

Эти три кита составляют фауну романа. Сама же “Исповедь” видится мне идеей о пройденном пути. В книге, по непонятной для меня причине, особо сильно чувствуется печаль. Как быстро пролетели минуты одной жизни! Вроде бы совсем недавно Адриа бегал по комнатке и играл с невидимыми друзьями из детских книг. Помню, как он прятался за диваном от мамы, а по вечерам встречал отца. А сейчас я вижу мужчину, который пишет “Исповедь” в полнейшем одиночестве.

Я почувствовал себя в укрытии рядом с тобой, Сара. Тогда было невозможно даже представить, что теперь, когда я пишу тебе, я буду жить открытый всем ветрам.


Ты не ответила.
Хочешь знать, как персонажи могут оживать в современных романах? Если откроешь “Исповедь” - встретишь друга Адриа - удивительного музыканта, который пытался стать писателем (Бернарт Пленса). Я уверен, что ты не пройдешь мимо матери (Карме Боск) и её изменения на страницах. Помнишь… её покорный взгляд на кафельную плитку? И особо интересна параллель сына с отцом (Феликс Ардевол). В этой линии наиболее заметны символика и авторское внимание. Так, например, Феликс сбежал от религии, а Адриа - от музыки. Ну и особо красива нить между кельей отца (№54) и палатой сына (№54). В общем, ты найдешь для себя ребусы...

До встречи.

Комментарии


Отличная рецензия! Читал роман более двух лет назад, а после Вашей рецензии вся круговерть судеб персонажей книги перед глазами встала вновь!


Спасибо.
Я его потом перечитаю). Поищу другие детали.


Жаль, что вино я пила вчера, а рецензию твою читаю сегодня) заметно, что книга тебя вдохновила. И, знаешь, затянутые, монотонные книги справляются с этим лучше, на мой взгляд. Они более хладнокровно пускают читательскую кровь, как будто ложкой выедают душу - по чуть-чуть.
Я сама присматривалась к этой книге примерно год назад, но не случилось пока. Затянутость отпугнула - для подобных книг нужен особый настрой. Хотя в любимчиках у меня только такие неспешные романы.


И какое вино сюда бы подошло?)

Они более хладнокровно пускают читательскую кровь, как будто ложкой выедают душу - по чуть-чуть.

А я вообще читал её в бумаге. А потому... читал ну очень долго. Под конец уже была мысль, что одну книгу листаю/ношу пару месяцев. После неё аж соскучился по своей ЭК.

Затянутость отпугнула - для подобных книг нужен особый настрой.

Возможно.)
А может... просто настрой на большую книгу.
После неё, кстати, такое чувство, знаешь... это как ощущение, что перед тобой классное вино.
Думаю, тебе понравится.
Единственный недочет - мало рассуждений о боге. Там есть, конечно, диалоги на эту тему, но мне не хватило.
А так. Все понравилось.


И какое вино сюда бы подошло?)

Я всегда пью сухие вина) Предпочитаю Португалию, Италию или Испанию) Они и подошли бы (: А на твой взгляд?

А я вообще читал её в бумаге.

Такие книги лучше читать в бумаге, бумага дисциплинирует)

А может... просто настрой на большую книгу.

Знаешь, у меня даже с самым любимым писателем так. Когда выходил его новый роман, то он мог лежать два-три месяца, потому что я не чувствовала, что сейчас то время. Книга, прочитанная в не совсем подходящий момент, может многое утаить)

Я почти уверена, что мне бы понравилась. Я бы так же, как и ты мусолила ее долго, но послевкусие бы стоило того.


А мне нравится Испания или Италия. Белое.
На мой взгляд? Я царапал рецензию под кофе и Ennio Morricone - Le Professionel (Chi Mai). Так что, сюда подойдет кофе и сигарета.
Но вино тоже ничего). Красное.

Такие книги лучше читать в бумаге, бумага дисциплинирует)

А я только отвлекаюсь на бумагу.

Книга, прочитанная в не совсем подходящий момент, может многое утаить)
Да. Я уловил, о чём ты. Бывало, раза три - пять открывал книгу, читал пять страниц... и понимал, что не тот час еще, бро. Встретимся позже.
Забавно, что так было с Тремя мушкетами. А потом накрыло и я аж вчитывался.

Я бы так же, как и ты мусолила ее долго, но послевкусие бы стоило того.

И самый кайф в том, что у тебя под обложкой пролетает чужая жизнь...

Я решил, что хочу еще у него что-нибудь почитать..


Я тоже люблю белое чуть больше, но красное полезнее) Еще сицилийские вина прекрасны, но, увы, попадаются реже, чем хотелось бы. И зеленые португальские тоже чудо, как хороши (:

А я временами прибегаю к The Ecstasy of Gold, помимо Chi Mai) так что близко..) и про кофе с сигаретой согласна. Мой спутник все же кофе, но без сигареты. Вместо сигареты иногда может быть горький шоколад.

Но вино тоже ничего). Красное.

Вчера как раз было красное. Португальское)

Забавно, что так было с Тремя мушкетами. А потом накрыло и я аж вчитывался.

Недаром же говорят, что всему свое время)

И самый кайф в том, что у тебя под обложкой пролетает чужая жизнь...

Вот за это я так люблю семейные саги

Я решил, что хочу еще у него что-нибудь почитать..

Да, о мастерстве автора лучше судить не по одному роману..)


Еще сицилийские вина прекрасны, но, увы, попадаются реже, чем хотелось бы. И зеленые португальские тоже чудо, как хороши (:

Признаться, такие не пробовал. Забрал на заметку.

The Ecstasy of Gold

Будешь смеяться, но меня она тоже выручает.))
А третья - Two Steps From Hell - Victory (Instrumental). Слышу этот трек и руки тянутся читать. Ну и пишется под неё неплохо.

Вместо сигареты иногда может быть горький шоколад.

Ни одна рецензия без шоколада у меня не обходится. Ну ок, пара была без.)

Вот за это я так люблю семейные саги

Мне еще из таких саг понравился - "Сын". Ф. Майер.
Присмотрись.

Да, о мастерстве автора лучше судить не по одному роману..)

+1
Раньше читал сразу по 2. А сейчас обленился.


Будешь смеяться, но меня она тоже выручает.))
А третья - Two Steps From Hell - Victory (Instrumental).

Ну вот, мы предсказуемы)) надо послушать) А я почти всегда пишу в тишине, но для особого настроя могу включать оперу: Maria Callas -Casta Diva или Cecilia Bartoli – Lascia ch`io pianga и тд (:

Ни одна рецензия без шоколада у меня не обходится. Ну ок, пара была без.)

Полный набор у тебя, короче)

Мне еще из таких саг понравился - "Сын". Ф. Майер.
Присмотрись.

Взяла на заметку)

Раньше читал сразу по 2. А сейчас обленился.

На мой взгляд, оно и к лучшему. Нужно делать перерывы, чтобы осмыслить книгу, многое доходит с опозданием. Я через промежуток времени могу и оценку поменять)


для особого настроя могу включать оперу

А вот под оперу я уже не могу сконцентрироваться..)

Я через промежуток времени могу и оценку поменять)

У меня такое тоже бывало.
А как тебе вариант, вообще не ставить оценки? С тем учетом, что оценки во времени меняются.


А вот под оперу я уже не могу сконцентрироваться..)

А мне музыка нужна для того, чтобы наоборот отпустить мысль, расслабиться) как Дали, засыпающий с ключом)

А как тебе вариант, вообще не ставить оценки? С тем учетом, что оценки во времени меняются.

Когда я пишу обзоры, то и так их не ставлю) а здесь рецензии, все равно попросят определиться с оценкой) но есть писатели, которым про себя я так и не могу выставить балл)


А мне музыка нужна для того, чтобы наоборот отпустить мысль, расслабиться)

Я так понимаю, драйв в музыке тебя раздражает, да?)

но есть писатели, которым про себя я так и не могу выставить балл)

На Исповедь, кстати, я тоже долго определялся. Но вышло, как вышло...)


Я меломанка с детства, поэтому музыку люблю очень разную) от джаза до музыкальных чаш Тибета)) а воспитана я на классическом роке, хотя, возможно, так и не скажешь)

Здесь от тебя никто не требует точности в оценке)) это же вопрос впечатлений...)


Здесь от тебя никто не требует точности в оценке)) это же вопрос впечатлений...)

Если честно, я себя вообще плохо представляю в каком-либо месте, где требуется точная оценка. Мне оценка всегда дается тяжело.


Не мучай себя, можно же и без оценки) и без того в жизни приходится делать много из того, что не хочется (:


Как же мне нравятся Ваши рецензии, "...каждая есть поэма"!
Если стиль Кабре пришёлся по душе, попробуйте прочесть "Голоса Памано". Тоже сильно.


Благодарю.)
"Голоса Памано" более противоречивая книга, исходя из оценок. Но прочитать у него еще что-то хочется. Тень Евнуха меньше привлекает.


Замечательная рецензия у вас получилась. Думала, что после "Голосов Памано" к автору не вернусь, а сейчас вот задумалась...


По сути Элизенда порядочная эгоистка. Поставив своей целью отомстить, она преспокойно прошлась ледоколом по судьбам тех, кто ее окружал.


Узнаете строчку?)
В общем, закинул Голоса в списки на чтение. Хотя мне кажется, что Исповедь вышла лучше.
Благодарю.)


Сложно не узнать саму себя :)
Интересно, что вы скажете при любой оценке.
Спасибо и вам ;)