Больше рецензий

24 февраля 2020 г. 11:58

410

3

К Агате Кристи — человеку, который подарил миру потрясающего Эркюля Пуаро, — я отношусь с огромным уважением. Тем не менее приходится признать, что в последние годы мне не везёт, и почти всё, что я у неё читаю, скорее разочаровывает, чем радует. Глаз цепляется за нестыковки, сюжеты кажутся предсказуемыми, персонажи — весьма неприятными, и интрига совсем не интригует. Не знаю уж, это я повзрослела и стала искушенной и пресыщенной или просто раз за разом выбираю не слишком удачные книги. Хотя будем уж честными: тянет меня к ней снова и снова. Так что как бы я ни ворчала, похоже, что буду продолжать, пока не прочитаю всё.

Очередная моя попытка — “Тринадцать загадочных случаев”, сборник коротких рассказов, в которых впервые появляется мисс Марпл. Сюжетная канва довольно простая. Вечером в гостях у мисс Марпл собираются гости: писатель, художница, адвокат, священник и инспектор Скотланд-Ярда в отставке. Каждый из них убежден, что в силу своей профессии лучше других разбирается в человеческой природе. Так и не придя к единому мнению, компания решает устроить игру: каждый из присутствующих должен рассказать о каком-нибудь загадочном событии, свидетелем которого он когда-либо был. Затем остальные гости предлагают свои версии случившегося. Последней всегда высказывается мисс Марпл, и её догадка каждый раз оказывается единственно верной. Шесть рассказов — шесть историй.

Спустя год уже мисс Марпл оказывается приглашенной на званый ужин. Меняется место действия, меняются персонажи, но вновь возникает идея подобной игры. Еще шесть историй — и снова мисс Марпл неизменно оказывается на высоте.

В последнем рассказе происходит расследование в “реальном времени”. Сэр Генри — тот самый инспектор Скотланд-Ярда в отставке — присутствовал на всех вечерах с загадками и был глубоко впечатлен умом и проницательностью пожилой леди. Поэтому когда ей кажется, что полиция собирается арестовать невиновного, сэр Генри полагается на мнение мисс Марпл и подключается к расследованию.

В целом, формат коротких рассказов — главное преимущество книги, которое и побудило меня за нее взяться. Дело в том, что во многих детективах Агаты Кристи, которые я читала (и которые меня разочаровали), прослеживается один и тот же шаблон: по очереди подозревают всех персонажей, и в конце виновным оказывается тот, на кого ни разу не подумали. Здесь этот этап подозрений и “перебирание” умещается в несколько предложений, когда каждый из гостей выдвигает свою версию, так что за загадкой почти сразу следует разгадка, и нет ни лишнего размусоливания, ни нудного хождения вокруг да около. Другое дело, что пользуясь тем же принципом “исключи очевидных — и останется виновный”, в большей части рассказов можно легко догадаться, чем всё закончится, так что особой интриги в них нет. Хотя надо признать, что два рассказа просто узнаваемые: позднее Агата Кристи использовала похожие сюжеты в двух “полновесных” детективах, которые я читала. Может быть, кто-то и больше таких “набросков” опознает.

Но вообще этот сборник — как семечки: пока читала было интересно, как только закрыла — ни насыщения, ни удовольствия, ни воспоминаний. Легко прочиталось и легко забылось. Некоторые рассказы занятные, некоторые — совсем нелогичные и бредовые, и только в одном — последнем — возникло чувство сопереживания, тот случай, когда больше всего жаль преступника. В остальном же ничего особенного. Хотя один плюс есть: Агата Кристи всегда мастерски описывает персонажей. Один-два штриха, пара крошечных деталей — и человек словно живой. Вот это меня неизменно восхищает. Но в целом, пожалуй, книга не стоит потраченного времени.