Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

22 февраля 2020 г. 09:57

751

4.5 Это совсем другие люди

Теория Ричарда Флориды о креативном классе была сформулирована всего-то двадцать лет назад, но уже успела обрасти разнообразными сплетнями и мифологемами, которые непрерывно создавали не только вульгаризаторы и фальсификаторы, но и обыватели, банально не понявшие основную идею.
А идея, на мой взгляд, проста и красива. Общество меняется. Непрерывное потребление, навязанное ему стандартами индустриального общества, становится определенной категории людей скучным, и все большее значение и распространение получают те, кого автор называет креативным классом - люди, в работе которых важно не простое механистическое иерархически точное исполнительство, а творческое начало, инновационность или умение создавать новое. Этот класс не многочисленен, но довольно успешен, благодаря чему подает пример остальным, и медленно меняет окружающую действительность.
Если бы Флорида был психологом, он написал бы о том, как общаются представители креативного класса, но он экономист и социолог, а потому с помощью бесконечных опросов и таблиц в своей книге решил показать нам, как и где живет нынешний креативный класс, как тратит деньги, насколько он толерантен, а также ответил на множество других вопросов, которые стали ему по ходу исследования интересны. Вообще, в этом месте у каждого человека, хоть как-то знакомого с российской наукой, возникает тяжелое разлитие желчи. У нас каждый реальный опрос хотя бы тысячи человек сродни подвигу, с учетом подготовленности сотрудников и возможностей финансирования, а у Флориды всё выглядит просто до неприличия. Зеленую зависть вызывают даже не сами цифры, а то, с какой широтой охвата он их получает! Видела, что в каком-то отзыве сетуют на то, что в книге приведены данные только по США, но так ведь зато по всему США, а не по одному городу или штату! Где ж у нас такие цифры добыть, тем более, по уникальному исследованию? Точнее говоря, деньги на такое удовлетворение собственного любопытства... :((
Так что остается ждать, когда богатые и любопытные американцы (или англичане?) заинтересуются всем миром, и проведут полномасштабное исследование. Без социологических опросов такую книгу не напишешь. А пока остается только экстраполировать выводы автора на известные нам реалии, и подтверждать или опровергать их на знакомом материале российской действительности, по дороге поражаясь способности отдельных товарищей перевирать идеи и выдергивать из контекста факты. Впрочем, их можно понять. Согласно теории Флориды, управлять креативным классом также, как "синими воротничками" или рабочими - невозможно. Здесь нужны совершенно другие способы, и (о ужас!!!) индивидуальный подход. Но наши управленцы по сей день искренне считают, что в XXI веке можно придерживаться субъект-объектного подхода к управлению, относиться к работникам, как к "винтикам" системы, и покупать любого специалиста за деньги. Так что утверждения Флориды с позиции "своей колокольни" отметают с презрением. А как иначе, если тот утверждает, что для эффективного взаимодействия с креативным классом должны измениться сами управленцы? Да еще и кардинально измениться! Нет, куда проще выставить этого автора наймитом "кучки извращенцев" или "прослойки богатеев".
И вот тогда во всю идут в ход надерганные из книги Флориды фрагменты о необходимости толерантности к человеческому разнообразию, о том, что креативность зачастую богато присутствует среди разнообразных меньшинств, включая сексуальные. Зачем вникать в суть, когда ровно в этом месте можно обвинить автора в том, что он выступает против нормальной семьи и традиционных ценностей? Ну, в общем, кто что прочитал...
Если же обратиться к самой идее, то автор утверждает, будто на формирование и концентрацию креативного класса влияет несколько основных факторов - технологии, талант, толерантность и (в последних работах) территория, и поскольку утверждает, что именно креативный класс оказывает наиболее существенное влияние на получение конкурентных преимуществ для компании, города и страны в целом, объясняет, как создаются условия для креативного класса, как удержать его именно в вашем городе, и каких управленческих ошибок следует избегать. Правы будут те читатели, кто скажет, что ничего особенно революционного автор не предлагает. На самом деле, в теории управления давно доказано, что сложнее всего работать именно с теми сотрудниками, которые в итоге и способны создать наиболее серьезное преимущество, используя свои творческие способности. В наших научных исследованиях этот ресурс принято называть творческим капиталом, и работы, посвященные его влиянию на экономику, безусловно, проводились и проводятся. Но несмотря на наличие большого числа знакомых данных, выводы автора греют душу. Да, просто деньгами креативный класс купить не удастся, этим людям куда важнее содержание работы и возможность самореализации при её выполнении, чем величина вознаграждения, хотя зарабатывают они обычно неплохо. Да, эти люди не терпят формальных ограничений, таких, как жесткий дресс-код или невозможность самому планировать свою деятельность. Да, им интересно разнообразие, а потому они легко вступают в контакт (если вообще хотят вступать) с теми, кто в традиционном обществе выглядит "белой вороной". Да, им нравится совсем другой стиль общения, а потому они часто концентрируются в крупных городах или "интересных местах". Да, им скучны навязанные стереотипы потребления, а потому они формируют новые требования к организации досуга: вместо того, чтобы получать гарантированный оплаченный результат, они предпочитают участвовать в его создании, прекрасно понимая, что собственные переживания в процессе - являются совершенно уникальным опытом, единственно ценным.
Креативный класс - ужасно неудобен для сегодняшнего общества. Он не хочет загоняться в прокрустово ложе привычных управленческих представлений, он не любит "знать, как надо", ему плевать на традиционные рекламные уловки, он раздражает обывателя. Его едва терпят исключительно потому, что в постиндустриальном обществе только он способен создавать перспективы. Но как с ним уживаться, общество пока не придумало. Одно ясно: любое принуждение приводит к тому, что креативный класс меняет неприятную для себя среду на комфортную. Если речь идет о перемещении внутри страны, с этим еще можно как-то примириться... А вот когда благодаря этому происходит заметная "утечка мозгов", приходится задуматься: "может, в консерватории что-то не так"? И начать меняться.
Не уверена, что многие прочитавшие уловили все смыслы исследования Флориды, но куда более обидно, что с этой книгой на сайте познакомилось всего 54 читателя. Большинству, как обычно, "Мойша напел". А напрасно. Креативный класс - источник нового отношения к жизни, именно его представители активно противодействуют бездумному потреблению, стараются ответственно относиться к природе, предлагают ценить разнообразие внешности и внедряют ценности "общества переживания". В общем, самим представителям креативного класса будет интересно прочитать, как много интересного о них уже написано и посчитано (особенно забавно узнавать себя в каких-то ситуациях), а остальным читателям - полезно понимать, что некоторые стереотипы просто не работают с подобными людьми. Надо менять подход.
И для этого небесполезно прочитать книгу. Хотя она и покажется многим достаточно сложной.

Рецензия написана для игры KillWish. Тур 4. Средневековье: Стрелы Робин Гуда, Тир «Target Shooting».