Больше рецензий

Manowar76

Эксперт

Эксперт Лайвлиба: Книжный масон

21 февраля 2020 г. 15:28

2K

4

Почему решил прочитать: основополагающий роман в жанре альтернативной истории. Важные премии и номинации.
У меня достаточно замысловатая читательская траектория. Фантастику читать я начал ещё в перестройку. У брата была отличная библиотека советской и американской фантастики Золотого века – Стругацкие , Азимов , Саймак , Брэдбери , Шекли , Андерсон , Кларк , десятки их. С появлением первых книжных рынков я и сам начал собирать свою библиотеку. Тут наконец-то пошёл огромный вал условно современной переводной фантастики и фэнтези и я переключился на новых авторов, которых в СССР не издавали – Муркок , Желязны , Кук , Гибсон , весь "жёлтый" "Северо-Запад", "Фантастический боевик", "Век дракона", "Звёздный лабиринт". Три четверти из прочитанных в то время книг – эпическое и героическое фэнтези. Если фантастика – то боевая космическая. Это я к тому, что на "серьёзно-заумные" фантастические романы, написанные в шестидесятых, я и не смотрел. Только перевалив через тридцатник, начал более разборчиво подходить к чтению. Проштудировал топы лучших НФ и фэнтези романов всех времён. Во всех списках заметил много произведений Дика . В 2010-м купил пару омнибусов, по четыре романа в каждом. И как-то они у меня на полке завалялись. С появлением электронной читалки список к прочтению стал формироваться совсем по-другому, к тому же больше времени стал уделять другим книжным жанрам (реализму – Быков , Улицкая , Рубина , Кузнецов ; историческим романам; Фандорины там всякие), потом я на пару лет погрузился в просмотр кинофильмов, прочитывая не больше одной-двух книг в месяц. Потом меня отпустило и я опять вернулся к чтению. И вот, наконец, добрался до ЧвВЗ.
В итоге: каждый раз, начиная читать роман, написанный шестьдесят лет назад, я опасаюсь старомодности, наивности и медленного темпа. В случае со сборником Дика опасения частично оправдались в половине случаев. "Доктор будущее" и "Молот вулкана" вещи в целом неплохие, но немного наивные. А вот "Порвалась дней связующая нить" и "Человек в высоком замке" – как же их назвать? Шедевры? Как-то громко. Скажем – очень талантливые романы.
Общую канву «Человека в высоком замке», я уверен, знают все. Страны Оси победили во Второй Мировой. Америка под протекторатами Японии и Германии. И есть некий писатель, который написал альтернативку, где фашисты проиграли.
Во-первых, впечатлён количеством персонажей и сюжетных линий. Дик , не напрягаясь, рассказывает почти о десятке равноценных персонажей, каждого из них подавая очень выпукло и достоверно.
Во-вторых, "И наестся саранча", тот самый роман в жанре "альтернативного настоящего", как его называют персонажи, повествует не о нашем мире, а о похожем, но другом. То есть Дик разворачивает перед нами целых две альтернативных версии развития событий.
Стереоскопический взгляд из всех социальных слоёв на существование под пятой победивших японцев и нацистов. Созданному миру веришь (я, кстати, могу предположить, как он достиг такой психологической достоверности – просто поставил себя на место жителей послевоеннной Германии, которая тоже оказалась под протекторатом сразу нескольких победивших держав).
Когда оказывается, что развязать ядерную войну хочет умеренное крыло нацистов и, чтобы выжить, японцам надо поддержать монстров из СС – автору просто аплодируешь.
Ближе к финалу Дик не смог удержаться от своих фирменных штучек – сцен помрачения рассудка и иллюзорности реальности.
Так глотала героиня бритву или нет? Что это было? А вот провал джапа в реальность Америки нашего мира показан очень хорошо.
«Книга перемен» – полноценный, и более того, самый важный, сквозной персонаж романа.
Концовка спокойная, но тоже не очень ясная, что, впрочем, не портит роман.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)