Больше рецензий

DreamWay

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2020 г. 23:46

2K

5

Когда я читаю рецензии к этой книге, я везде вижу одно и то же - боль, горечь, гадость, желчь.
Обычных людей удивляет, как же так может быть, что Майя Плисецкая, одна из самых популярнейших и величайших балерин русского балета, так много всего достигшая, во всей своей автобиографичной книге смогла рассказать только об этих чувствах. Разве может один человек не испытывать ничего противоположного, разве жизнь складывается из черных нот и не имеет белых?
Во-первых, хочется затронуть самые первые главы, в которых сама Майя прекрасно описывает свой характер. Посмотрите на Маленькую Майю. Маргарита с бантиком на голове и такое имя она придумала себе сама. Маргарита, и точка. Рыжеватая девчушка, которая топает ножкой, долгое время единственная и любимая дочь семьи. Что бросается в глаза - характер. Своевольная, живая, упрямица. С горделиво поднятой головкой. Токая топнет ножкой, если ее будут раздражать, и сильно демонстративно обидится, если ее заслуги будут занижаться. Я вспоминаю случай, когда родители Плисецкой отвели впервые ее в театр. Она скандировала постановки потом целую неделю. Когда отец, устав смотреть на ее выступления перед домашними, шлепнул ее по попе, она пару дней демонстративно не общалась с ним и простила его лишь тогда, когда он извинился сам.
Я вспоминаю ее сильную любовь к своей тетке Суламифь, которая одно время была ее приемной матерью. Майя сама говорила, что сильно любила ее, может даже сильнее, чем мать. Но не всегда ли мы тянемся к тем, кто похож на нас? А Сима была очень характерной женщиной, таким палец не кладут в рот и на таких не рассчитывают.

К чему я веду. Разве не понятен характер Майи? Характер женщины, которая брезгливо смотрит на тех, кто ей мешает, не дает делать то, что она хочет? Я оценивала книгу именно с таких позиций и ее не осуждаю. Книга, может, и пропитана желчью, но для девушки с характером, которая привыкла получать то, что хочет, люди, ставившие рамки и условия - настоящие враги. Есть в ней немножко эгоизма.

Возможно, книга разочаровала тех, кто ждал от нее именно балета. Я же от книги не ждала ничего, открывала ее без каких-либо предубеждений, просто слушала, поэтому меня не смутило обилие политики.

Что меня поразило. Возможно я мало читавший человек, но я впервые увидела позицию интеллигенции в послереволюционные времена. Да, я читала о законе о трех колосках, о массовых ссылках и казнях по приказу Сталина. Но сколько я не общалась с пожилыми людьми, все были его обожателями и не могли назвать никого из своих знакомых, которых бы ссылали у них на глазах. Я впервые читала реальное подтверждение этим ссылкам и слышала голос того, кто непосредственно пострадал. Когда Майя перечисляет судьбы членов своей семьи - от онемения невозможно ничего сказать.

Склоки закулисья и продажность политиков меня не удивила. Мир плоский, каким бы не был он круглым, люди похожи друг на друга из поколения в поколения. Уверена, и сейчас найдется добрая жменя змей на толпу балерин и сейчас конфликты интересов сыпят искрами за кулисами.
Ну а продажности политиков и стремлению к наживе деликатно помолчим.

Кто бы не ругал книгу, она мне понравилась. Мне нравится Майя. Мне нравится, что у нее есть характер. И пусть это не книга лучей добра, книгу человека характерного, временами своевольного и упрямого, читать интересней, чем книгу безвольной овечки или раболепного обожателя.

Прочитано в рамках игры Долгая Прогулка. Команда - Метафизический Плацкарт.