Больше рецензий

22 ноября 2011 г. 16:10

147

5

Какая жалость! Какая жалость, что я не могу вернуться в свои лет четырнадцать и вручить себе в подарок эту книжку. В каком восторге я была бы тогда от книги в стиле Вальтер Скотта, Дюма и Сабатини. Приключения, интриги и про Шотландию. Как я люблю Шотландию! Правда, я Англию тоже люблю, и всерьез болеть против нее мне трудно... Моя воля, я бы всех там помирила и побратала, но оно ведь историческое.
Да и сейчас, когда Скотт и Сабатини воспринимаются скорее ностальгически, как нечто прекрасное родом из детства, а не в список к прочтению, я прочитала ее с удовольствием, хотя первая часть "Игра королей" шла не очень бойко, являясь по сути - как я теперь вижу - длинной завязкой, вся кульминация событий приходится на "Игру королев", в которой есть также развязка и локальный финал. Т.е. две первых книги тетралогии(?) вполне самостоятельное литературное произведение. Книги отлично стилизованы под старину - и красивым высокопарным слогом, и общей манерой подачи событий. С одной стороны это приятно, словно вновь открыл какую-то из книг детства, идеализированных, красивых, приятно предсказуемых. С другой - уже немного отвык от подобного, и особенно заметно, как изменилась литература, как отличается грубоватый реализм современных авторов от целомудренной возвышенности классики.
Здесь есть и немного драмы, и героико-авантюрная линия, отчасти даже с детективным уклоном.
Персонажи... автор не лезет к ним глубоко в душу, ко второму тому они обрели краски и жизнь, но это все же не психологический роман. Лаймонд напомнил персонажей Сабатини, что-то от Питера Блада, что-то от Морского Ястреба. Хорош, но его крутость несколько искусственна. По нынешним временам, по крайней мере, когда подобные персонажи-совершенства, умные, красивые, самоотверженные, почти моветон. Мне даже больше понравились его брат и мама. Особенно Ричард с его метаниями и запутанной любовью-ненавистью. Но я вообще люблю семейные саги - не любовные, а именно семейные, где есть чувства между братьями/сестрами/родителями с детьми. Кстати, любовной линии тут почти и нет, это так редко бывает и пожалуй прекрасно. Потому что "высокий штиль" в патриотических речах это красиво и как встарь, но в любовных, боюсь, было бы слишком сладко. Женщины мне тут не особенно приглянулись, Кристиан слишком классически-благородная (это опять же не недостаток, а особенность псевдоклассического стиля, но таких персонажей трудно любить, они ведь настолько лучше нас, простых смертных). Мариотта слишком второстепенная, можно б и развить ее линию, не до центральной, но чтоб принимать ее ближе к сердцу. Хотя была за нее рада, но не такой степени, как бывает, когда радуешься, как за себя, а не за плод чьей-то фантазии. Порадовало также, что "враждебные" англичане не все поголовно негодяи, хотя основные противники выписаны довольно условно, особенно ярких персонажей среди них нет, но и без демонизации.
Отличный приключенческий роман под классику.