Больше рецензий

17 февраля 2020 г. 16:50

156

0 Сквозь жижу

Оформление обложки: Клод Моне "Песчаный пляж в Трувиле", 1870 (фрагмент)
Пришло время познакомить вас со второй книгой семитомного труда Марселя Пруста. На данный момент, это последнее произведение данного автора, над которым поработала переводчица Елена Баевская. А это значит, что далее последует перерыв на неопределенный срок: либо Баевская переведет остальные тома, либо умрет, так и не исполнив обещания завершить дело всей своей жизни.
На этот раз автор переносит читателя во времена юности (отрочества) героя. По-прежнему сложно сказать точно, сколько юноше лет, но переводчик указывает период 12-14 лет. Поверим на слово, хотя зачастую кажется, что ему все 18.

Итак, второй том делится на две части:
1. Вокруг госпожи Сванн
2. Имена мест: место

Начнем по порядку:
Вокруг госпожи Сванн
Если плохо помните, чем заканчивается первый том, напомню: главный герой влюбляется в дочку Сванна Жильберту. По сути, вся глава посвящена этой любви. Юный Марсель не ведает меры и преследует всюду свою зазнобу. Он ежедневно посещает жилище Сванна, гуляет с Жильбертой и ее родителями, посещает приемы... Весьма занудный и надоедливый персонаж, я вам скажу. Понятно, что для него нет заветного сллва "стоп". Жильберты дома нет, а он тут как тут, поджидает ее, коротая время с ее матерью. Та, как бывшая (или хорошо скрывающаяся) кокотка, рада вниманию молодого человека... Никакого интима! Светские разговоры, да и только.

Имена мест: место
Для укрепления здоровья по предписанию врача, наш герой на лето переезжает в город Бальбек, где с удовольствием сообщает, какой он нервовозбудимый, какой слабенький и как за ним ухаживают. Правда милашка? Он спит и видит, как с ним дружат все, кто его окружает. Автор удовлетворяет любую прихоть своего капризного героя.
Тут, в прекрасном приморском городе, юноша встречает "стайку" девушек. Надеюсь, вы не забыли, что возраст переходный у юнца, а тут столько прекрасных созданий вокруг. Кого же выбрать? С кем разделить весь пыл любви? Это сложная задача для него: то одна приглянется, то другая. Странно, но пока он выбирает с кем бы ему разделить счастье утех, не вспоминает о своей странной болезни, как будто ее и не было вовсе.
Бывают книги, где главный герой раздражает, так вот, "Под сенью дев..." прекрасный пример такого персонажа. Конечно, кто-то может возразить, но восприятие всегда индивидуально. Чем же так неугодил юный Марсель? Причин много, они следуют в тексте одна за одной, превращаясь в один огромный ком брезгливого презрения. С чего все началось, уже и не вспомнить... Опишу, что сохранила память:
- Марсель лелеет свою болезнь и создается впечатление, что он гордится своим недугом;
- Он надоедлив. Ради того, чтобы быть рядом с понравившейся девушкой, знакомится со всей ее родней, бывает только в тех местах, где она может пройти, льстит и заискивает;
- Он иногда самостоятелен, но в Бальбеке "прикреплен" к бабушке;
- Доктор прописал алкоголь для снятия нервной возбудимости, юнец пьет как не в себя, ему это нравится;
- Такое ощущение, что его "болезнь" возникает лишь когда удобно ему, но бабушка и служанка прописали ему "режим": отлежав положенный час, он бежит в казино, горы, катается на велосипеде... Больной так может???
- Марсель - эгоист. Для того,чтобы забраться в постель какой-нибудь девушки, он льстит ее окружению и полностью отвергает не относящихся к его цели людей;
- Он подросток, а посему любая дама ему уже грезится привлекательной, и не важно кто она, герцогиня или прачка;
- Он искренне уверен в своей неотразимости, сначала он во всех подробностях мечтает о "лучшем друге в виде *имя*", затем добивается дружбы. А потом забывает об этой дружбе, так как интереснее быть с девушками.
Можно еще долго продолжать этот список и, к сожалению, я не смогу выделить положительные качества Марселя. Даже если они есть, то прочно погрязли под горами его "пунктиков".

Итоги
Если сравнивать чтение первого и второго тома, то первый проще, так как почти половина принадлежит Сванну, а не юному Марселю. Наличие мелодии, если кого интересует, во втором томе отсутствует. Само повествование не меняется, оно все такое же тягучее, плавное. Читать быстро не получится.
Во втором томе, как и в первом, автор представляется стариком, который рассказывает о своей юности (отступления от действия не могут быть описаны молодым человеком, это стариковское брюзжание и ностальгирование).
Так же не могу сказать, что книга раздражает, Пруст прекрасный мастер усыпления всех чувств. Даже неприятный главный герой выглядит в контексте каким-то вялым, и так же вяло проникает в сознание читателя, вяло проходит сквозь мозг, вяло вываливается где-то позади, ничего не задев... И если книга автобиографична даже на 50%, то хвала Всевышнему, что я не знакома лично с Прустом.
Может потом припомнится что-то еще, но смею завершить сию вялую писанину...