Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

10 февраля 2020 г. 23:05

402

4.5 Отними у питекантропа каменный топор - спаси планету от глобального потепления!

Азимов блистателен, как всегда!
Да и тема чрезвычайно занимательная: путешествия по времени. Автор исходит из предпосылки, что будущее можно изменить, манипулируя прошлое.
Главный герой - Техник, тот, что производит изменения во Времени для достижения желаемого результата. Разумеется, это одинокий, безэмоциональный человек, верный своему долгу и не вникающий в судьбы отдельных людей, которых приходится выпалывать, как сорняки. Иначе вершить судьбы человечества невозможно, не так ли? И вдруг - ну конечно, девушка.

спойлер
Почти сразу (немедленно после упоминания о "скрытых столетиях") подумала: милый Айзек! сделай Нойс суперагенткой мистической организацией, на шаг опережающей обезумевшую от неограниченной власти, коррумпированную и зарвавшуюся "Вечность", банду манипуляторов судьбой человечества!
И - о чудо! - так оно и случилось. Айзек не подвёл. Ура!
свернуть

Герой предсказуемо покоряется очарованию прекрасной "аборигенки", то есть, "времянки" ("времянка" - не сараюшко, а человек в потоке времени, не принадлежащий элите манипуляторов). Неудивительно, ведь Техники, как и Вычислители, Работники и прочие сотрудники спецслужб Времени, живут, соблюдая строгий целибат, лишь изредка позволяя себе "неизбежные контакты". Вообще, в конторе контролеров Времени царит удушающая атмосфера средневекового монастыря. Нойс, как Ева, становится причиной коллапса искусственного рая этих пастырей человечества.
Роскошь книги, однако, совсем не в этом. Прекрасны путешествия во времени сами по себе! Объять, осознать, связать хитрые переплетения реальностей, разобраться, как, а главное, КОГДА сложились части головоломки так, чтобы получилось то, что мы имеем сегодня! Такое же ощущение счастья я испытывала только в школе на уроках математики, в те моменты, когда длинное "многоэтажное" выражение превращалось в финале в "-1" или в "√2". У Юдковского в "ГП и методы рационального мышления" тоже есть подобный великолепный момент: когда в игре применяются 3 маховика времени. Чтобы понять, кто из героев где и что делает в данный момент, когда и почему возникает парадокс, и как герою удаётся ввести учителей в заблуждение, приходится нарисовать таблицу. Понимание её вызывает такой же щенячий восторг. У А.Бестера в "Тигр!Тигр!" тоже есть "aha-moment", связанный со временем. Для меня это - знак качества для научно-фантастического произведения.
Серебро достаётся эпизоду, в котором герою, потерянному в Прошлом, удаётся обратить на себя внимание сообщением, искусно замаскированным под рекламу! Бронза - экскурсу в биологию человека Будущего:

Я родился в 30000-м, — повторил Твиссел, — а ты в 95-м. Нас с тобой разделяет промежуток, вдвое превышающий всё время существования человека в Первобытной Эпохе, а чем мы отличаемся друг от друга? У моих современников на четыре зуба меньше, чем у тебя, и отсутствует аппендикс. Анатомические различия на этом кончаются. Обмен веществ протекает у нас почти одинаково. Самая большая разница заключается в том, что клетки твоего организма могут образовывать стероидные ядра, а моего — не могут, поэтому для меня необходим холестерин, а ты можешь без него обойтись. У меня был ребёнок от женщины из 575-го. Вот как мало изменений внесло Время в человеческие существа.

Это означает, что и в будущем мы принадлежим одному и тому же виду. Оптимистично! Харари, например, куда менее убеждён в таком "варианте Реальности".
Итог: было забавно, хотя завязка сюжета тривиальна до зевоты. Можно, пожалуйста, в следующий раз сделать, чтобы драму "Потерянный Рай" спровоцировала не женщина?..
Так и хочется воскликнуть, словно в известном анекдоте: "А кто?!.."

Будет интересно обсудить в группе "Читаем классику вместе!" Спасибо за совет.

Комментарии


И вдруг - ну конечно, девушка.

Вы её нашли!!) Правда, у другого автора..

Чем-то фабула с "Евой" и пастырями человечества напомнила Замятина - Мы.
Там тоже была.. Ева. Вот только там хотели осчастливить космос и звёзды, а тут ... прошлое, а значит, и будущее.
Помню, в детстве где-то читал об этой книге.
До сих пор помню ( ах, как ярко!) как кто-то там бежит по мосту и лист падает... но чуточку другой, чем в прошлый раз.
Было такое?

Можно, пожалуйста, в следующий раз сделать, чтобы драму "Потерянный Рай" спровоцировала не женщина?..
Так и хочется воскликнуть, словно в известном анекдоте: "А кто?!.."

У меня давно такое желание было)
И, знаете, оно сбылось))
В поэме Перси Шелли "Мимоза", есть образ Евы в Эдеме... без Адама. Ева - андрогин. Но там всё закручено странно и дивно, так что не понятно кто виноват и что делать)


Лист потерялся, в моей реальности его не было. Даже показалось, что он мог упасть у Брэдбери в "И грянул гром". Спасибо за совет, иду читать "Мимозу":)


"И грянул гром" я читал. Точно помню, что в той книге где описывался этот роман речь шла именно о "Вечности". Странно... И в какой книге теперь искать этот листок?)

Светлана, если будете читать "Мимозу", просто имейте в виду, что поэма несколько зашифрована. 1) Называется она не Мимоза ( неправильный перевод Бальмонта) а : The Sensitive Plant. Чудесное растение, к слову, похожее на ребёнка и поэта: оно реагирует на касания.
2) Шелли её написал после смерти своего и Мэри ребёнка. 3) Посвятил поэму феминистке 19 века Маргарет Кинг, которая изменила мужу с любовником и он забрал у неё её детей, разрушив её рай...
4) Гляньте иллюстрации Лоуренса Хаусмана ( брата известного поэта). Они чудесны.
картинка laonov


Прошу прощения, что влезаю в разговор, листок, вероятно, был на картине Маруямы Окё :)
Маруяма Окё


Не знаю, на что вы намекаете... но более чем странно то, что вчера я выбирал для готовящейся рецензии моей картинку. Смотрел в том числе и этого художника, но в итоге выбрал другую картину с очень похожем пейзажем.
Тоже, так сказать, листик совпадения... падает.


Это тот самый листок, который в следующий раз полетит немного по-другому :)
Я совсем недавно впервые увидел эту картину, и очень она мне показалась гармоничной. Думаю, надолго запомню.


Картина знакома, а вот листок разглядела впервые! :) Надо было прочитать книгу о бюрократах во времени, чтобы разглядеть один кленовый лист на картине Окё!


"Мимоза" озадачила всерьёз. Прочитала вашу замечательную статью... Даже не знаю, писать рецензию или не писать, у вас там так здорово, так глубоко.


Дорогая Светлана, ещё раз огромное спасибо вам.
Это... первая рецензия на Мимозу. Такие произведения не должны пустовать.
И рецензия у вас вышла хорошая, с тональностью последней части поэмы.


Спасибо!