Больше рецензий

8 февраля 2020 г. 19:56

2K

3.5 а был ли Николай?

Йоу, господа и дамы.
Дикие спойлеры.
Спойлеры!
СПОЙЛЕРЫ, я не шучу!

Когда я узнала, что должна выйти книга про Николая, я в предвкушении потирала ладошки и готовилась поставить ей 5 из 5, 10 из 10, 100 из 100. Это же Николай! Король, корсар, лис и монстр, человек с гениальными идеями и чувством юмора, книга о нём просто не может быть плохой.
Скорее всего, я бы правда поставила 10 из 10, если бы книга, которой дали название «Король Шрамов» была про короля шрамов.

Нет, мне понравилась Нина, понравилась Зоя (хоть она и мэри сью, но это уже настолько каноничное клишированное клише, что я бы удивилась, если бы этого не было), женские персонажи здесь либо геройствуют, либо страдают (либо геройствуют, но с флешбеками в прошлое, в котором они страдают, либо геройствуют, страдая… ну вы поняли), а мужские персонажи здесь нужны только для того, чтобы на их фоне раскрылись женские. Мальчики и девочки, да у нас тут сексизм!
Николай нужен, чтобы все видели, как верно ему служит Зоя, Дарклинг (особенно сквозь призму воспоминаний) – чтобы показать, как она на него зла и им же напугана. Даже огромный дракон из первого поколения гришей здесь исключительно для того, чтобы Зоя смогла стать сильнее.
И это вот (вот это вот) – после сломленного Каза, запутавшегося Матиаса, болезненно азартного Джеспера, ути-пути-мальчика Уайлена, в конце концов, после потрёпанного монстром Николая? После злодея Дарклинга, которого было жаль в конце? После всех этих «неидеальных» мужских персонажей нам являют такого женского.

Не спорю, что во многих (всех?) историях нам нужен Сильный Женский Персонаж™, но было бы неплохо, если бы все его (ЕЁ) поступки были логичны.
А ещё я часто говорю, что люблю злодеев (антагонистов, банальных сволочей, «так себе чуваков», стерв на стороне протагонистов), но не все авторы понимают, что в построении их историй куча нюансов. Можно выстроить их личности таким образом, что они будут плохим человеком «просто потому что потому», и у читателя не останется вопросов (пока что на ум приходит только Хитклифф из «Грозового перевала»). Но будет таким же необоснованно нехорошим персонаж с несколько иным характером, и читатель скажет «не верю!». Или: персонажа сделали злым некие обстоятельства, и теперь его поступки кажутся логичными и «правильными», очень точно основанными на его бедах. Или: персонажа сделали злым некие обстоятельства, и теперь ВСЁ НЕ ТАК! Да, у него убили тётушку, матушку, батюшку, бабушку и собаку, но это НЕ оправдывает то, что он творит, это НЕ объясняет, почему он себя так ведёт. Вот такого сейчас в книжках – завались.
Давайте признаем, что самое интересное – это когда человек ведёт себя как сволочь «просто потому что потому». Потому что вот такой он человек. Вот такой у него сволочной характер. Он способен на неожиданные для окружающих приступы доброты, но в целом… сволочь. Вот такой была Зоя до «Короля шрамов», в котором её характер внезапно начали оправдывать. Трудное детство, потери близких, сражения за свою страну… Полный набор, короче.

И Зоя потеряла свой шарм. Посмотрите, это больше не шикарно выглядящая саркастичная змеёвка, это девушка с глубокими ранами на хрупком сердечке… А как же Сильный Женский Персонаж™? Трудности закаляют, да. Но разве женщина не может быть сильной просто так? Ей не положено быть стервозной без причин и флешбеков в прошлое? Предыдущие книги показывают нам Зою и говорят, что женщина может быть воооооот такой. «Король шрамов» показывает нам Зою и говорит, что женщина может быть вот такой только если у неё в жизни случилось очень много плохого. Когда ж уже эти авторы с биполяркой определятся, какую мысль всё-таки хотят вложить в неокрепшие юные умы?

Боже, как мне надоело это писать, тут же сплошное расстройство, давайте отвлечёмся?

А теперь о хорошем. Оно было, да.
Сцена, где Нина хоронит Матиаса такая… стекольная. Я так люблю каждого из шестёрки воронов, которые не заслужили выпавших на их долю несчастий и испытаний. И момент, когда один из них хоронит второго… невыносим. Такое чувство, что Бардуго впрыснула в эту небольшую по объёму сцену всю боль, что накопилась на дне ямы, в которую читатели сбрасывали свои рассыпавшиеся на куски сердца. Мне нравится книжное страдалово, и здесь мой запрос был удовлетворён.
Дарклинг. Его смерть в «Крахе и восходе» была неизбежна, более того, она была логична и принята мной не как необходимое зло, а как вполне себе хороший итог. Воскрешение Дарклинга в этой книге, наверное, не ждал никто (кроме тех, кто нахватался спойлеров), и оно было неожиданным и «зачееееееееем?!». С другой стороны, это ещё и «о, да!», потому что Дарклинг – очень интересный персонаж, из которого, будем надеяться, Бардуго выжмет что-то ещё, кроме восторженных воплей фанатов(к!) гришаверса. Станет ли он лучше, станет ли он хуже, убьют ли его в первой главе второй части – покажет время. Да, мне пока непонятно, зачем это было сделано (простите, хайп?), но раз уж он снова здесь, то запишем это в плюсы.

Снова о плохом.
Мир гришей интересен, сила гришей разнообразна… но всё же они делятся на определённые группы – это мы знаем. Гриши существовали сотни (тысячи?) лет, и как ни один из них не додумался, что на самом деле он не, например, сердцебит, к которым его относят, а сочетает в себе все силы сразу? То есть, он может и то, и сё, и это. Потому что на самом деле если ты гриш, то тебе подвластно всё, что в их силах. Как вам такой поворот?
Я (консерватор) считаю, что раз уж автор в первых книгах сказал громко и предельно ясно, что его мир вот такой, и правила в нём вот такие, то менять их в следующих частях – просто верх непродуманности и лени. Ну можно же было придумать что-то другое? Мутацию силы, новые приходы от парема, новое поколение гришей, облучившихся силой Алины/Дарклинга. Ну что-нибудь! Если уж так хотелось разбавить унылых корпориалов, эфиреалов и субстанциалов свежими сверхмогучими супергришами, можно было придумать что-то получше, чем наставления старого всемогущего ящера-гриша и его же жертвование собой. Прожили тысячи лет, а умерли за один день. А ещё усилители гришам не нужны, сила должна работать иначе. А, нет, теперь усилители всё-таки нужны. Окееей.

У меня много вопросов и мало ответов, но я всё ещё люблю мир Ли Бардуго и её персонажей. И очень надеюсь, что в следующей книге это всё как-то… исправится, разрешится. Что ж, ждём вторую часть и верим в лучшее (но готовимся к худшему. Таких завышенных ожиданий, как от «Короля шрамов», уже не будет).

Комментарии


У Бардуго получилось сделать Николая чуть ли не самым ярким и харизматичным персонажем в серии о Гришах. Ну, если следовать моему скромному мнению)) Серия о нем обещала быть прекрасным продолжением знакомства с этим молодым человеком. Собственно, на том и остановились.
Видела, что у Вас висит в "сейчас читаю", поэтому ждала впечатлений, поскольку сама была в недоумении. У меня "Король" так и завис на первой сотне страниц, стойко пережив расправу над другими книгами, чтение которых было начато еще до того, как госпожа Бардуго решила сотворить со своей "жемчужиной" такое. Теперь вижу что Вы тоже не сильно впечатлены)


Да! Сияние Николая в "Штурме и буре" и "Крахе и восходе" затмевало любого другого персонажа. Яркий, харизматичный, хитрый, к тому же смешно шутил) Идеал любой истории, в самом деле жемчужина. Здесь же... ну, вообще не то. Может, это потому что книга всё-таки не совсем о нём, и ему просто не дали "экранного времени", чтобы блистать. Нет никаких надежд (как ни печально) на вторую книгу, потому что там и Нине, и Зое нужно проявить новых себя, чувствую, Николая опять забросят под лавочку. Может, когда-нибудь Бардуго всё-таки напишет книгу именно о нём?


Подписываюсь под каждым словом. Очень люблю Бардуго и ее мир, но здесь... Король Шрамов вызвал недоумение. Будто бы автор начиталась комментариев фанатов, и попыталась угодить всем. И Дарклинга воскреси, и про старых святых расскажи. Совсем получилось что-то другое... Сейчас дочитаю и даже не знаю что написать в рецензии. Вроде и не смотря ни на что нравится, но...