Больше рецензий

6 февраля 2020 г. 20:22

610

4

Этот отзыв - скорее обобщение впечатлений о всех прочитанных книгах этой серии, чем конкретно к этой части.
Пять предыдущих частей цикла «Хроники Амбера» велись от лица одного из принцев Амбера, Корвина, оказавшегося «выключенным» из придворной жизни в результате козней семьи и случайных обстоятельств. С первой книги он снова вливается в жесткую борьбу за трон после исчезновения короля-отца. В дальнейшем Кори удаётся из положения выбывшего игрока занять лидерскую позицию. Повествование Кори заканчивается на появлении его сына Мерлина, от имени которого продолжается рассказ в шестой книге.
Каноны, проверенные временем, продолжают действовать. Книги Р. Железны отличаются продуманным миром, который к тому же великолепно описан в любом переводе. Вымышленный мир построен на логичных законах и интересной модели мира.
Один из основных критериев, который по каким-то причинам опускают многие писатели с мировым именем, - реалистичность персонажей. Чаще всего они сосредотачиваются на динамике сюжета (в лучшем случае), забывая о создании атмосферы. Они делают персонажей «по ярлыкам». Их существование определяется лишь необходимостью совершения ряда действий, которые ограничены в рамках определённой модели. Это персонажи без индивидуальности, лишенные личностных особенностей (только если они уже включены в данную модель). Но как можно интересоваться куском запрограммированного картона?
В книгах Р. Желязны персонажи вводятся постепенно, давая возможность читателю запомнить каждого. Все герои уникальные и нелинейные. Они ощущаются как живые, не грешники и не праведники, со своими слабостями и пристрастиями. Нет деление на абсолютные добро и зло, нет такого заманчивого упрощения.
Может показаться, что при создании столь качественных мира и персонажей должны пострадать развитие и динамика сюжета, но при отсутствии утомительных описаний ход событий разворачивается достаточно быстро, а нить истории только набирает обороты. Конец каждой части — очередная задача, интрига, которая заставляет браться за следующую часть. При этом нет эффекта мыльной оперы, когда проблема намеренно растягивается и смотрится искусственно.
Простой язык, грамотно составленные диалоги (в минимуме слов максимум содержания), постоянное появление новых загадок — это первое, на что обращаешь внимание. Затем можно отметить философские размышления героев, которые вписываются в происходящее на страницах книги и не выглядят вычурно. Так же тонко говорят и действуют персонажи — в меру возвышенно и с юмором, не переходя на пафос. Благородное семейство отнюдь не брезгует грязными приёмами, но в конце концов впоследствии они либо признают свою неправоту, либо их ждёт кара. Коварство и предательство — не единственная стратегия, которой придерживаются герои. Их действиями в той же степени руководит благородство и ценность семейных уз. Именно поэтому можно сказать, что в цикле нет подмены нравственных понятий.
Для меня этот цикл является отличным примером того, что можно создать действительно интересное качественное фэнтези с юмором и без обилия сцен морального разложения.

Прочитано в рамках игры "Бесконечное приключение".