Больше рецензий

6 февраля 2020 г. 17:32

386

3 Чернобыльская катастрофа цвета электрик, или почему сивый мерин врет, а сивая кобыла бредит?

Редкий случай, когда после прочтения удивляешься не прочитанному, а количеству положительных отзывов. На энциклопедическое издание книга не претендует, справочным пособием не является, а на серьезное исследование не тянет ввиду слишком вольного обращения с историческими фактами. Скорее, это просто сборник исторических анекдотов и аллюзий на тему цвета. И не сказать, чтобы очень плохо, по большей части совсем неплохо, а местами даже и хорошо. Особенно понравились описания растительных и минеральных пигментов, встречающиеся в каждой цветовой группе, которые создают очень интересную сквозную линию развития красильного производства и историю применения красок в живописи.
Но вот досадные промахи и откровенные фальсификации очень подпортили впечатление. Чувствуется, что Кассия Сен-Клер серьезно увлечена темой, переработала много тематически разной информации, тут и мода, и политика, и живопись, и национальный колорит, и богемные сплетни, но автор – журналист и этим объясняется претенциозность изложения и бульварный стиль подачи информации.
Вот некоторые перлы, ненавязчиво разбросанные по тексту: при эксгумации выяснилось, что у похороненной рыжеволосой женщины, волосы росли еще очень долго после смерти и полностью заполнили гроб :)), янтарную комнату уничтожили солдаты Красной армии «не то из-за низкой дисциплины, не то из-за невежества», цвет «индийский желтый» получали из мочи «полуголодных индийских коров, которые питались только манговыми листьями и водой», а известная французская куртизанка и актриса, имеющая в 18 веке европейскую известность, с легкой руки автора стала «первой известной тупой блондинкой».
Выразителем желто-зеленого оттенка почему-то стал абсент и история пагубного пристрастия к этому напитку, хотя этот цвет имеет официальное название «шартрёз». И своим названием он обязан одноименному ликеру, изготавливаемому французскими монахами, и у которого не менее интересная история, чем у абсента, если уж так необходима была именно алкогольно-цветовая параллель. А уж зачем понадобились свидетельства очевидца Чернобыльской катастрофы, предваряющие описание цвета электрик и где автор тут усмотрела связь, осталось за гранью понимания.
Цветов и их оттенков можно выделить сколько угодно, их названия субъективны и произвольны, ведь это условные названия, лингвистические, более того, они могут отличаться в разных культурах. Ни одно из представленных здесь названий цветов не может адекватно и в полной мере характеризовать образец цвета. Тем более, когда автор пишет о «голландском оранжевом», «индийском желтом» или «ирландском зеленом». В общем, под впечатлением от проведенных автором исследований, у меня возник свой собственный лингвистически-цветовой вопрос, вынесенный в заголовок рецензии, а заодно прояснила для себя что же это за цвет такой «сивый». У автора он соответствует «серому Пейна», описание которого начинается со сравнения Сталина с «серым пятном, всегда маячившим тускло и бесследно». Ну и как к этой книге можно относиться серьезно?

Нон-фикшн 2020

Комментарии


Как здорово вы написали! Полностью согласна.
Начинала читать книгу с большим предвкушением и интересом. Но уже "белокурый" дал понять, что напрасно.
К перлам добавлю еще описание картины "Портрет четы Арнольфини" из главы Ярь-медянка:

картина не перестает в равной степени озадачивать и выводить из себя любителей искусства. На ней изображена стоящая пара, их тела слегка наклонились к зрителю. Дата одета в длинное платье "пелисон" цвета бутылочного стекла с невероятно длинными и широкими рукавами; кавалер с глазами навыкате смахивает на Владимира Путина.

У меня у самой глаза выкатились, когда я такое прочла. Сходство Владимира Путина со многими персонажами картин уже давно в мемах крутится, но прочитать такое в книге было крайне неожиданно.

o-l.png