Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2020 г. 13:06

389

3 Разве повседневность приравнена к банальности?

Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху 1905-1930 гг. - какое звучное название у этого небольшого по объему томика. Тут тебе и некий район Парижа и гениальные (или не очень, но к этому стремящиеся) свободные художники, тут тебе и "великая эпоха", захватившая первую мировую, потоки эмигрантов из нашей страны, поиски новых форм в искусстве, тут тебе обещают жизнь и быт Монпарнаса. Эх, бьюсь головой о стену и признаюсь в невежественности относительно французских художников "среднего звена", равно как и прочих более-менее известных личностей на территории Франции - ибо большую часть текста задавала себе вопрос - кто все эти люди? Автор говорит о них, как о хороших знакомых, известных медийных личностей, а я такие сочетания букв вообще не знаю... Нет, Эдит Пиаф (предшественницы которой выступали в театрализациях Монпарнаса), Шарля де Голля (который упомянут вскользь), Гогена, Пикассо, Дега (который изредка появлялся на территории Монпанраса), Ленина (который, как оказалось устраивал тут свои подпольные встречи и не пил ничего крепче пива) - я знаю, конечно. Но это небольшие вкрапления в потоке неких парижан и гостей, жителей этого района (который и разграничен-то условно), основной поток мне был неизвестен, и поэтому не очень интересен. Также создалось впечатление, что у автора не было цельной концепции - о чем рассказать, постоянные перескоки с описания отсутствия санузлов и периодичности помывок жильцов с насмешек над творчеством тех или иных создателей новых направлений в искусстве, с того, о чем пели и как вели себя в третьесортном театрике до грязных злоупотребителей абсентом. Если же не о чем поведать, и все так беспросветно и не оригинально, то какова же была цель написания сего труда? Мне не хватило некой стройности повествования, автор разбивал рассказы по территориям, улочкам, зданиям, что давало свой взгляд на панораму Монпарнаса (а тут у нас так, а налево пойдете -там вот так-то), но не создавало ощущения присутствия на месте. Ну и последнее, с героями, о которых автор пишет, он обходится невероятно фамильярно. Я подумала, что ему позволительно, может он их всех знал в лицо, но родился автор только в 1910 году, то есть вряд ли он был знаком с каждым. Но говорит он не скрывая своего мнения, зачастую довольно пренебрежительного (один - алкаш, второй, наркоман, третий - простачок, которого все считают дураком, ну и так далее) и не вызывающего желания знакомится с творчеством этих неприятных (с подачи автора) личностей. В общем не очень интересная жизнь была повседневная в великую эпоху, бездуховная, полная грязи, отсутствия бытовых удобств, и приземленных личностей... Надеюсь с другими книгами мне повезет больше, я очень люблю импрессионистов, а на "Повседневную жизнь импрессионистов" много хороших отзывов. Итог: для хорошо знакомых с парижской богемой указанного периода, и интересующихся историей районов Парижа, может быть интересно посмотреть глазами Жана-Поля Креспеля.

Прочитано в рамках Собери их всех