Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2020 г. 11:47

133

4.5 «Треугольная семья» как иллюзия свободы

Двойственность русской натуры (любить одно, а изображать другое) приводит к тому, что оптимальной системой русской семьи для многих становится «треугольная семья».
Ненависть русской души к жестким форматам, к структурированию ведет к тому, что «неформат» становится самым успешным проектом в России.
Примеры «треугольных семей»: семья Некрасова, Тургенева, Бунина, Маяковского, Герцена, Ленина.
5 признаков русского любовного треугольника:
1. Женщина (стоящая во главе треугольника) - это «хозяйка салона», в которую все влюблены. Она, как правило, бесплодна и физически, и литературно.
2. Муж быстро охладевает к жене, но высоко ее чтит. Между гражданскими супругами возникает соавторство и они выдают на гора шедевры.
3. Фантастическая производительность любовного треугольника. Страсть подогревает повышенную работоспособность.
4. Муж и любовник постоянно покрывают и оправдывают глупости женского центра.
5. Дружба мужа и любовника оказывается более крепкой, чем их любовь к женщине.
Чернышевский писал «Что делать?», имея в виду семью Некрасова. Один из выводов романа: пока в России будет существовать патриархальная классическая моногамная семья, здесь не будет политических свобод. По этой причине, по мнению Быкова, роман изъят из школьной программы.
Кризис русской семьи наметился в 1860-е. В 1920-е литература была на подъеме, что было результатом влияния революции, ситуации крушения скреп, интеллектуальной свободы и появления литературных «треугольных семей».
Самый крепкий роман – это роман производственный, когда любовников объединяет общее дело, в идеале - любовь между коллегами.
«Треугольник» - центр всеобщего притяжения, потому что всем было интересно посмотреть, как в советском обществе обобществляют женщин.
Семья Маяковского и Брик – синтез темпераментов. Сухой проницательный еврейский ум Оси Брика - темперамент, чутье Маяковского – очарование и привлекательность Лили Брик. Свобода нравов и диктатура Лили. Интеллектуальная свобода и политический террор.
Семья Ленина и Арманд. Власть и воля Ленина – неотразимые мужские символы. В образе Ленина заложен огромный эротизм. Архаика и модерн (Крупская и Арманд). Ленин – одновременно и архаист, и модернист, он не может расстаться с Крупской и его очень привлекает Арманд, это символизирует двойственность эпохи.
Семья Бунина и Гали Кузнецовой. Как только писатель пытается заняться политикой, примеряет на себя френч властителя, жизнь оказывается еще большей модернисткой, чем он сам, Россия уходит от него довольно быстро (Кузнецова уходит от Бунина к Марго Степун).
Треугольник в «Анне Карениной». Выбор между двумя Алексеями, между скучным чиновником мужем и скучным любовником, между государством и революцией. Выхода нет, впереди только железная дорога, поезд (страшный символ предопределенности). Если мы пытаемся уйти от патриархальной схемы, от матрицы, то упираемся в железную дорогу. Россия пыталась уйти от этой схемы, но на всех путях ее караулила железная дорога. Поэтому остается только терпеть и пытаться воплотить мечту о свободе в своей семейной антиутопии, в вечной беготне между женой и любовницей, между свободой и необходимостью, между идеалами и реальностью.