Больше рецензий

4 февраля 2020 г. 07:39

993

3

Грейс Маркс в изображении Маргарет Этвуд – личность неоднозначная и загадочная. «Убивица», - говорят о ней, но, возможно, она не убивала, а оказалась жертвой, вынужденной сперва молчать, а затем пойти за убийцей – девчонку, которой недавно исполнилось 16 лет, легко запугать. «Безумная», - говорят о ней, а между тем её действия последовательны и логичны, и многолетнее пребывание в дурдоме не повредило её рассудок. Адвокат пустил слух о её безумии – с таких спросу меньше – и Грейс надела маску безумной. Ну или была вынуждена надеть: служанку, ирландку да к тому же преступницу не очень-то хотят слушать.
В ситуации решает разобраться доктор Джордан – талантливый психиатр и просвещённый человек. Изначально Грейс для него – часть проекта: он мечтает кардинально изменить систему лечения душевнобольных. Но вскоре проникается к Грейс уважением, к тому же искренне заинтригован её загадкой и непростой судьбой. (А у него в тот момент и с работой не очень клеилось, и с матерью недопонимание, и в личной жизни сплошная путаница). Постепенно Этвуд подводит читателей к событиям рокового дня, и тут –
РАЗ! И ПОВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ!
Был детектив – стала мелодрама.
Был доктор – слился доктор. Сбежал, как из городка, так и непосредственно из повествования. С сюжетной точки зрения его исчезновение логично, тем не менее исчезает наиболее интересный после главгероини персонаж, на котором построена вся интрига.
С Грейс всё ещё печальней. Только-только замаячила разгадка, как вдруг:
• я не я, и жопа (в смысле личность) не моя;
• жертвы? Сами виноватые, не надо было быть такими слабыми;
• и вообще пора бы её простить и отпустить, причём сразу же. И давно бы отпустили, если бы не стереотипы;
• даёшь для Грейс собственный дом и прекрасного принца в лице Джейми Уолша. Ну потому, что она же женщина!
Что тут сказать?
Стереотипы, возможно, попортили немало крови Грейс Маркс, но они же её и спасли: на момент ареста она была юной, она была женщиной, она была красивой женщиной – это стало достаточным основанием для трех, кто сомневался в её вине, у того же МакДермата как у мужчины защитников не находилось.
Если принять версию Этвуд, то такую вот Грейс вообще надо бы держать в закрытом помещении и не выпускать. Не из-за стереотипов, а потому, что человек, в котором живут две личности, причём одна не знает, что творит другая, реально опасен.
Ну а за сама-жертва-виноватинг автора и вовсе хочется послать. Далеко и надолго.