Больше рецензий

lapl4rt

Эксперт

Эксперт по жизни

28 января 2020 г. 11:12

379

3.5 Спойлер

Вместо того, чтобы, как обычно предполагают фантасты, изменить чуждую окружающую среду неизвестных планет под возможности и потребности человека, в будущем, описанном К.Саймаком, создают "специальных" людей - оборотней, которые способны приспособиться к жизни на любой планете, принять форму инопланетной жизни, "пожить" ее разумом, после чего снова отправиться в путь. О колонизации речи не идет пока что. Цель куда более романтичная - изучить возможно большее количество образцов инопланетных форм жизни и постараться донести до этих форм о существовании человечества. Возможно, я упустила этот момент, но мне остался непонятным этот посыл: изучить - зачем? отправлять послов человечества в далекий Космос - зачем? Могу лишь догадываться, что предполагалось, что ко времени возвращения созданных гениями биоинженерной мысли людей (через сто, пятьсот, тысячу лет?) земляне уже будут иметь возможность создавать быстрые межзвездные корабли в более массовом масштабе.

Но это завязка истории. А сама книга об Эндрю Блейке, человеке, которого шахтеры нашли на некой близкой к Земле планете в замороженном состоянии и отправили на Землю, где его разморозили и отправили жить в деревушку. Эндрю не помнит, кто он - имя он взял случайное, потому что без имени совсем грустно жить на Земле, не помнит прошлого, не понимает, что с ним происходит - лишь постепенно осознает, что внутри него "сидят" 3 разума, причем у каждого разума - своя форма, "тело", которое он может принимать при необходимости. Вот тут автор и задает главный вопрос жизни, вселенной и всего такого : что первично - тело или разум? С одной стороны, без животного начала (тела), инстинктов, человек вряд ли может называться человеком - получается просто абстракция, каким бы ни был глубокий ум у него (в книге это Тедди Робертс), с другой, без стремления расти интеллектуально человек выходит вертикальной лужей.
Этот вопрос для К.Саймака не риторический, и ответ он дает достаточно однозначный: единение двух начал и есть тот абсолют, который зовется человеком - противоборство и сотрудничество между Мыслителем и Охотником внутри Эндрю ясно показывает, что "победа" одного из них невозможна.

Будущее Земли показано через тесное взаимодействие милого и наивного будущего с умными ворчливыми летающими домами, развитой биоинженерией, трехмерными телевизорами и уютного прошлого, которого, думается, даже сам Саймак не застал, но о котором принято ностальгировать в стиле "а вот раньше ... ": каменные дома, шерстяные пледы, таксофоны на улицах, популярность бумажных газет как основного источника информации. Я очень давно читала рассказы этого автора, он мне запомнился немного другим, не таким лиричным и осенним, как Р.Брэдбери.

Одним из моментов в книге, который вызвал большое непонимание с моей стороны, были Брауни - домовые, привезенные с другой планеты: их было всего два, они не были сюжетообразующими персонажами, но смысл их введения, равно, кстати, как и огромного сухопутного поломавшегося лайнера, остался для меня загадкой. Вероятно, Саймак пытался разбавить слишком лиричное повествование озорными и дерзкими малышами, препирающимися с умной кухней по поводу завтрака. Другой версии пока нет.

Книга не станет моей любимой, и перечитывать, скорее всего, я ее не буду, но то, что прочитать ее один раз стоит, это точно: в нашем быстром суматошном мире можно для перезагрузки иногда немного притормозить и погрузиться в милое, наивное и немного меланхолическое видение нашего будущего, которое уже давно стало нашим прошлым.