Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2020 г. 19:54

240

4 Эта противоречивая Япония

Действительно интересная и шокирующая во многих отношениях книга. С одной стороны Фумико Энти удалось главное – показать противоречие эпохи – вернее сочетания эпох: сёгуната и Мэдзи. Одного из самых драматичных периодов в истории Японии. Особый, переломный момент в судьбе страны, в котором переплелись воедино отживающее старое и нарождающееся новое. Это не только внешние, бытовые перемены, но и куда более важная – внутренняя, психологическая ломка людей и судеб. Кто-то к этому готов, иные – подобно главе семьи Сиракава – всеми силами цепляются за старые феодальные обычая и привычки, не желая расставаться со своими привилегиями и образом жизни.

«Хозяин — страшный человек, поняла Суга. Никто не может сказать, что будет с тем, кто навлечёт на себя его гнев. И Суга ни на секунду не забывала жалкого, хромающего Кадзабая — даже когда господин был воплощением нежности и любви.
В собственном доме Сиракава правил, как деспот, как князья недавно ушедшей феодальной эпохи, и если бы Томо, его супруга, и наложницы Суга и Юми не приспособились как-то к буйному нраву и фанаберии господина, то не смогли бы прожить в покое ни единого дня».
Все знают, хозяин — любитель женщин, и хотя он всего лишь служит в полицейской управе, он привык иметь дело с гейшами лучших домов Синбаси, ну прямо как отпрыск богатого даймё… О, он-то уж знает, как покорить женское сердце, он легко заморочит голову неискушённой девчонке, поиграет и бросит…».

Конечно, некоторые, говоря об образе Юкитомо Сиракавы, некоторые утверждают о весьма характерных для феодальной Японии обычаях. Однако это не совсем так. Выпячивая образ похотливого, гордого и себялюбивого главы семейства, Энти как бы сочетает в нём весь образ старой верхушки, но не всего ниппонского общества. Это заметит внимательный читатель, ведь многие окружающие японцы с осуждением смотрят на семью Юкитомо. Как бы не были закрыты двери и высоки стены этой Цитадели. Обсуждая образ Родиона Раскольникова, мы ведь не говорим о том, что все русские юноши конца 19 века были патологически склонны к криминализму и мечтали убить бабушек-ростовщиц?

Так или иначе, именно интимная сторона романа – самая шокирующая. Поражает тот цинизм, с которым Юкитомо относится к окружающим его представителям женского пола: «имеет» всех, кого пожелает – малолетних девочек, жён сына, хорошеньких прислуг… И даже посылает с вполне понятной миссией для этого… собственную жену Томо. Образ последней – один из центральных в книге. И, кстати, весьма показательный в общей идее романа.

Хотя читать «Цитадель» и было очень трудно, но весьма увлекательно. И пусть мне кажется, Фумико Энти слегка "приукрасила" историю бабушки, но ведь какой роман не обходится без выдумки?

Прочитано в рамках «Чарующей Азии»: Классическая литература