Больше рецензий

Lyudmila

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2011 г. 14:26

345

5

Это моя вторая прочитанная книга Владимира Тан-Богораза и первая об оленных чукчах. Все предыдущие прочитанные книги о жизни народов Чукотки касались оседлой жизни приморский чукчей. Как и в рассказе "На реке Росомашьей", с которого началось моё знакомство с автором, в этой книге уделено значительное внимания быту, ежедневному труду, внешнему виду, верованиям народов севера, в данном случае, как чукчей, так и ламутов. Кроме этого, автор останавливается на описании летней природы суровой Чукотки, многообразию и ярким краскам её растительного мира, который автор сравниваем с "альпийской флорой".

Мне было интересно читать о жизни некрасивого, кривоногого Эуннэкая с "вывернутой ногой и исковерканной грудью" от рождения, который, будучи "бесполезным уродом, непригодным к охранению стад, дающих человеку жизнь", вынужден быть на побегушках у своего крепкого, сильного брата и его нанимателя, "дни и ночи проводивших в заботе о стаде", выполнять женскую работу (чинить обувь, готовить пищу), мечтающего об исцелении, посланном высшими силами. Доброго, ценящего красоту - красивые, яркие цветы, в которых он любит валяться, разноцветные камни, которые он собирает и носит за собой, считая некоторые из них своими амулетами, за что слышит насмешки в свой адрес. Но ещё интереснее было читать о том, как по сути всего 2 человека управлялись с трёхтысячным стадом, пытаясь его сохранить в ущерб своему сну и пище, а также описания чукотских традиций, например, свадьбы: "...трижды обвести женщину вокруг столбов своего жилища и подвести для благословения к новому огню, добытому из старого дерева", рассказу, как у 7-летнего мальчика может родиться сын, что "табак - продукт, в котором никогда нельзя отказать просящему" или о том, что у русских существуют сахарные скалы, из которых добывают сахар. Также о "сердитой воде" (водке), которая представлялась "огнём, размешанном в речной воде", жгущей сердце человека или о том, что "лето - случайный промежуток почти непрерывающейся зимы". Здесь же об устройстве мира, по мнению оленных чукч, о чуть иных обычаях и жизни соседнего народа - ламутов, о страшном духе Кэля, уносящем души, о шаманах, о встрече с медведем, к которому можно обратиться за спасением ("пожалей, старик"), наделяя его человеческими качествами.

У книги, на мой взгляд, не совсем ясный конец, мне не до конца понятно, куда пропал Эуннэкай, но именно для этого произведения это незначительная мелочь.

Одно не могу понять, почему автор так упорно называет тундру пустыней, а ярангу шатром, при этом употребляя много сложных слов, которые расшифровываются в комментариях. Но это, опять же, мелочи.