Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2020 г. 00:49

1K

3.5 Лесные старообрядцы 19-го века

Художественно-этнографическая эпопея о старообрядцах Нижегородчины середины 19 в. Знаток русского церковного раскола - как по книгам. так и по жизни - в очень объемном этом своем романе (который только половина дилогии) автор со многих сторон показал жизнь раскольников, со знанием и со смаком. Чего стоят одни только описания трапез! И это у крестьян, купцов да монахинь, столичные старообрядцы за кадром.
В лесах - имеется в виду низкий, лесистый берег Волги выше Нижнего Новгорода. Этнографическая и фольклорная насыщенность текста очень плотная, что только к лучшему - думается, это лучшая его часть. Очень интересно видеть раскрытие тех обычаев, что как отзвуки уходящей крестьянской традиции я еще застала в деревне, некогда прятавшейся в лесах Верхневолжья... Узнаваемость, живая диалектная речь, полноцветная картинка народной жизни вместо смазавшегося в памяти угольного наброска - вот что для меня оказалось особо ценным в романе. Просто любопытным материалом были описания скитского и купеческого порядка, т.к. о них знала мало, автор же расписал детально и в пестрых красках, реалистично, без грязи натуральной школы или бравурной слащавости официоза. Хотя вот по поводу лирических языческих авторских отступлений непонятно - он еще застал где-то эти обычаи или хотя бы их живых свидетелей, или же домыслил как славянофил по услышанным пересказам пересказов... К скитской обрядости Печерский относится плохо - как к уничтожителю исконных русских обычаев, однако чернить скиты таки себе не позволяет, находя и там как лиричные черточки, так и приземленно-бытовые.
Роман можно было бы назвать эпопеей: десятки персонажей, множество сюжетных линий. от года непосредственно действия множество отступлений в прошлое, основан на реальных событиях, ключевое из которых - уничтожение раскольничьих скитов государством, "энциклопедия старообрядчества". Но чего-то не хватает... Фон - отличный, фигуры на нем - не очень.
Сюжетно и образами героев роман не захватывает - любопытно, иногда интересно, ну и всё. Герои не развиваются - они просто раскрываются шире, чаще всего при этом демонстрируя гнильцу или малоумие. В условиях перехода с патриархального уклада на капиталистический кому-то даже проще - есть два пути на выбор вместо одного.
В центре сюжета - семья купца Патапа Чапурина, оплота старой веры, и половина истории посвящена делам купеческим. Его сестра Манефа - игуменья в знаменитой раскольничьей обители, где проходит еще половина истории. Начинается с возвращения в отчий дом заневестившихся дочерей Патапа, кончается свадебками - не теми, правда, что ждалось. Обмана, разочарований, печали, неожиданных поворотов из-за чужих действий в достатке (а шальная Фленушка задолбала больше скурвившегося красавчика Алексея). Вообще ощущение какой-то растрепанности истории, но т.к. линии всех персонажей закрыты, может, и не надо придираться?
P.S. Раньше по жизни пару "Прости" - "Бог простит" встречала как просьбу о прощении - отказ в нем, вместо посыла на три буквы. Оказалось, это был стандартный прям таки пароль-отзыв с положительным вердиктом типа поздоровались или попрощались дружелюбно: "Матушка, прости, матушка, благослови!" ""Бог простит, Бог благословит!"