Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2020 г. 21:43

498

4.5

Тейлор Адамс - "Поле зрения".

Когда читаешь классический детектив, загадка и разгадка по степени правдоподобности могут быть любыми. Важно, чтобы описываемые убийства могли произойти теоретически, пусть даже злодей рассчитал план до долей секунды или применил механизм величиной с целую комнату. Жизненность здесь мало кому нужна.

А вот в триллерах такое не пройдет, и на этом спотыкаются многие даже именитые авторы. Одни гонятся за обилием сюжетных поворотов, в результате чего сюжет превращается в Санта-Барбару, где все друг друга знают, и каждый имеет отношение к истории. Другие так хотят удивить неожиданным финтом в конце, что практически перечеркивают всю дофинальную логику произведения. Третьи загоняют героя(-ев) в неразрешимую кризисную ситуацию, а когда нет выхода, надо как-то измудряться, чтобы придумать хоть что-то сносное.

Вот Тейлор Адамс так и поступил. Посудите сами: муж и жена попадают под прицел снайпера. Вокруг них - голая пустыня, а киллер-профи находится в 1,5 км от них. Связи нет, телефоны не ловят. Из укрытия - только машина, за которой можно спрятаться, но если высунуться хоть на пару секунд, есть большой риск словить пулю. Но даже на этот случай у снайпера есть запасной план, о котором я спойлерить не буду. Задача простая - выжить.

Не будет большого секрета из того, что просто убежать от снайпера не получится, его надо нейтрализовать. Однако условия подобраны такие, что это попросту невозможно, а значит, в ход вступают условности. Теоретически они допустимы, так что с точки зрения планирования герои не переступают грань, присущую детективу. Однако, в реальной жизни то, что они делают, настолько откровенно недопустимо, что это несколько портит ощущение. Кстати, весь сюжет здорово смотрелся бы в кино, и Адамс, не чужой человек в данной индустрии, наверняка писал с прицелом на экранизацию. В книге нет вообще ничего лишнего: читателю даже не предлагается понять мотивы снайпера. Просто он есть, просто отстреливает людей - примите как данность, распишитесь. Герои попадают в ловушку уже в первых главах, и вся книга - это противостояние между убийцей и потенциальными жертвами. Там есть еще несколько второстепенных персонажей, но их роль - по сути, вовремя умереть от пули.

К чести автора, внимание его книга держит очень качественно. Роман не очень длинный, наскучить не успевает. Герои-"жертвы" оказываются хорошими планировщиками, способными преподнести необычные сюрпризы. Снайпер тоже не полный дурак, и часть этих трюков способен разгадать. Такое камерное повествование сложно долго вести на хорошем уровне и не слить, но Адамс сумел (позже, в книге "Выхода нет" он это умение еще раз многократно докажет). Читать "Поле зрения" - голое удовольствие. Особенно если настроиться на оговорку с невеликим правдоподобием. Мне это разок-другой немного царапнуло глаз, а кого-нибудь из вас я, надеюсь, успею предостеречь.