Больше рецензий

Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2011 г. 23:12

658

3

Это у меня уже третья философско-публицистическая книга о любви за этот год. От книги к книге все меньше философии, все больше публицистики...
Посмотрим, какие же вопросы волнуют лично Ортегу в столь необъятном пространстве вечной темы и как он решает их.
Любовь и желание. Как отличить одно от другого? А вот как: "желать чего-либо – это значит стремиться обладать им...поэтому желание умирает тотчас после того, как удовлетворено;обладание для него смерть.Напротив, любовь – это вечная неудовлетворенность."

Любовь и ненависть. Что общего и в чем различие? И на это есть ответ: "В ненависти стремятся к объекту, но стремятся ему во зло; и смысл ее разрушителен. В любви также стремятся к объекту, но ему во благо. Любовь – это извечное дарение жизни, сотворение и пестование в душе предмета любви. Ненависть – это истребление, убийство в помыслах"

Почему одних мужчин женщины всегда одаривают вниманием, а других - нет и какая тайна жизни кроется за этой притягательностью? Это третий вопрос, который затрагивает автор, а какой делает вывод, я не скажу. Читайте, и узнаете тайну сию.))
Долго и подробно о том, чем отличается любовный инстинкт от любовной страсти. Новые штрихи к образу Дон Жуана(ну как не вспомнить!):Дон Жуан не тот, в ком женщины пробуждают страсть, а тот, кто пробуждает страсть в женщинах.

Есть ли связь между любовью к женщине и любовью к науке? А с любовью к Родине, к природе? Безусловно, если рассматривать любовь, как вид эмоциональной деятельности.

Много места отводится полемике со Стендалем, с его взглядами, изложенными в книге "О любви".Ему противопоставляется Шатобриан, умевший вызывать к себе страсть и истинную любовь и преданность. В частности, убеждает читателей: "добровольно и неминуемо воздержимся от романтических жестов и согласимся, что "влюбленность" – это состояние душевной деградации, некое временное отупение. Не будь этого закоснения ума, сужения нашего привычного мира, мы не могли бы влюбляться".

Много метафор и сравнений , ими пестрит текст книги: "Душа влюбленного напоминает комнату больного, куда не поступает свежий воздух" или теория "кристаллизации" в любви по Стендалю:"Реальный облик женщины, запав в душу мужчины, мало-помалу преображается вязью наслаиваемых фантазий, которые наделяют бесцветный образ всей полнотой совершенства. Подобно веточке, которую бросили в соляные копи, а на следующий день вытащили, уже преображенной, покрытой ослепительными кристаллами дивной красоты".

Влюбленность как состояние гипноза. Автор доказывает, ссылаясь на Платона и психолога Пауля Шильдера, что влюбленность сродни особому мистическому состоянию, находит массу совпадений между влюбленностью, экстазом и состоянием гипноза: присутствие эротического элемента, душевное состояние, похожее на впадение в детство, как и самоотдача в любви. Причем, предрасположенность женщин к гипнозу выше, чем у мужчин.

" По самой своей сути любовь – это выбор", - говорит Ортега и долго и подробно рассуждает о том, как осуществляется и чем мотивируется этот выбор каждым человеком:"...коль скоро возникает она в сердцевине личности, в глубинах души, то принципы отбора, которыми она руководствуется, одновременно суть наши самые сокровенные и заветные пристрастия, составляющие основу нашей индивидуальности." Короче, скажи мне кого ты любишь и я скажу тебе, кто ты.)
Интересно автор объясняет предрасположенность некоторых мужчин к частым романам. Видите ли, на каждом этапе жизни, когда меняется характер или жизненные установки, система ценностей, необходимо бывает поменять и спутницу жизни. Новому ощущению жизни необходим и новый тип женщины.
Примерно четверть книги составляет полемика с читателями, ответы на их письма, где повторяются и детализируются его вышеизложенные мысли и выводы.

Ортега считает, что в царстве повседневности решающая роль принадлежит женщине, душа которой служит идеальным выражением этой повседневности. Для мужчины же "куда более притягательно все необыкновенное; он если не живет, то грезит приключениями и переменами, ситуациями критическими, неординарными, непростыми." Ладно, пусть так. Но неожиданный сюрприз ждал меня в конце книги! Рассуждая о том, что любовный выбор в масштабах целого поколения становится отбором, что решающей силой в историй любого народа является средний человек, и учитывая, что по наблюдениям Ортеги, женщины предпочитают отнюдь не гениев, а этих самых средних посредственностей, очень удобных в повседневности, автор делает вывод, что мы отнюдь не совершенствуемся от поколения к поколению. "С точки зрения отбора, осуществляемого в человеческом роде, это обстоятельство означает, что женщина своими сердечными привязанностями не способствует совершенствованию человечества, во всяком случае так, как это понимает мужчина. Она, скорее, стремится устранить наиболее яркие, с точки зрения мужчины, индивидуальности, отдавая отчетливое предпочтение посредственности. Прожив долгую жизнь, изо дня в день наблюдая за женщинами, трудно сохранить иллюзии относительно их сердечных пристрастий."
Это были заключительные слова книги. "А на последок я скажу".))) Однако... Так вот, девочки, оказывается, кто тормозит прогресс!!!

Флешмоб - 2011. Спасибо за рекомендацию blinch

Комментарии


Столько книг о любви и столько размышлений о ее сути, можно подумать от этого она становится хоть сколько нибудь понятнее... Как была любовь уделом счастливых избранных, так и останется.


Это верно.))) но раз так, будут продолжать писать и размышлять.)


По полочкам:) спасибо за отзыв!


Ну по полочкам- это больше для себя.) ) Чтобы лучше разобраться, в чем сходство и различие с другими авторами.) Я вот только думаю: можно ли это назвать спойлерами, ведь это не художка. Решила, что не стоит предупреждать...


Спасибо за рецензию!!!Я просто обожаю такого рода произведения. Непременно прочту.


Давай, с удовольствием почитаю твою рецензию!)) Ты же все через себя пропускаешь.)))эмоционально то есть.))