Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

18 января 2020 г. 00:01

811

5 (Не) всё могут короли

Всё могут короли, всё могут короли,
[...]
Жениться по любви не может ни один король

Вот и Эдуарда II постигла та же беда. С одной стороны, эта ситуация банальна, с другой... тоже? Остроты, наверное, добавляет лишь то, что возлюбленный Эдуарда - мужчина. Я бы сказала, что в наше время этим никого уже не удивишь, но дело в том, что этим в принципе не должно удивляться ни в какое время, вспомнить хоть Древнюю Грецию. Вообще, в который раз меня, атеиста, посещает мысль, что если уж выбирать, то язычество мне хотя бы как-то близко и понятно, в отличие от разных видов христианства, которое извратило абсолютно всё. Это не религия жизни, это религия смерти. Как можно было красивую и естественную любовь мало того, что извратить, так ещё и сделать из этого преступление. Просто поразительно, как человечество жило с такой мыслью веками и до сих пор даже местами доживает.

Но я отошла от темы самой пьесы (хотя не так уж далеко, как может показаться).

Чтобы совсем погрузиться в атмосферу, предварительно я посмотрела экранизацию. Так мне и легче было визуализировать персонажей. Так что пьеса и фильм у меня тесно переплелись, можно сказать, сплелись, став одним целым. Исходя из этого факта буду писать отзыв.

Сама по себе пьеса очень красивая и легко читается, язык воздушный в своей простоте в лучшем смысле слова. Но, возможно, без фильма мне было бы не так интересно.

Фильм могу советовать всем, кто любит элитарное кино и артхаус, а не мейнстрим.

В истории я не сильна, образ Эдуарда II мне знаком лишь по плохому роману очень плохого пейсателя (не буду называть) и... фильму "Храброе сердце"? Сам фильм я не смотрела, и у меня нет никакого желания. Но я читала, что в нём. О май гад. Я помню только, что, когда он шёл по телику, мне было лет 10, и мне сразу захотелось переключить, а лучше вообще уйти в другую комнату, что я и сделала. Тогда я точно не знала, ни кто такой Эдуард II, ни кто эти люди и что вообще происходит, но мне сразу с ходу не понравилось (чёрт, всегда радуюсь таким вещам, когда вкусы меня из детства совпали с моими нынешними представлениями). Теперь я могу сказать, что образ Эдуарда II из пьесы любимого Кита Марлоу - единственный, который я признаю, а все остальные я буду жестоко презирать и порицать, как и их создателей. Потому что мировоззрение создателей иных трактований его образа - глубоко противно моему. (Ну не толерантная я, не признаю других точек зрения.)

Да, кстати, с образом изабеллы также. Тут вообще получается так, что образ злодейки у меня не вызывает столько негатива, как образы из романа плохого пейсателя или Софи Марсо ) Потому что те образы романтизированы, королеву-шлюху изображают чуть ли не жертвой, и это очень раздражает.

В этой пьесе этот образ единственно приемлем для меня и даже не бесит, видимо, потому что органичен, естественен и в него можно верить. В нём нет искусственности, нет наигранности и чувства, что на этот образ автор пытается напялить свои представления, хайпануть - не побоюсь этого слова. Потому что в тех двух других образах это очень чувствуется и бесит.

Парадокс в том, что здесь Изабелла хоть и отрицательный герой, но при этом её образ более смягчен. Тем, что она была сначала влюблена в короля и страдала без его любви.

О, горе бедной, жалкой королеве!
О, если бы в тот час, что на корабль
Взошла я, с милой Францией расставшись,
Волшебница, идущая по волнам,
Цирцея бы мой образ подменила,
Или в день свадьбы кубок Гименея
Наполнен был бы ядом, или руки,
Что обняли, меня бы задушили,
И я бы не жила, чтоб не видать,
Как милый мой король меня бросает!
Я, как безумная Юнона, землю
Наполню рокотом стенаний, криков.
Ведь никогда Юпитер не любил
Так Ганимеда бешено, как ныне
Проклятого он любит Гевестона.
Но это гнев его еще усилит...
Должна я умолять его, быть нежной,
Стать средством к возвращенью Гевестона.
Увы, навек его он полюбил;
Увы, навек несчастною я буду.

Страдания опускают её с вершин пьедестала королевы на уровень просто человека, и это не то что бы её оправдывает, и не то что бы её хотелось от этого искренне пожалеть, но ты её хотя бы понимаешь.

картинка Villi_Lapsi

То, что в экранизации её играла Тильда Суинтон, это и плюс и минус ) Минус в том, что не удастся её возненавидеть, плюс в том, что сыгранно блестяще. Уникальная и талантливая женщина. Как и Энни Леннокс, которая поёт в фильме. Чудесное сочетание. Плюс все одеты современно, Гавестон в косухе ) Просто удивляюсь, почему я не видела этого раньше. Здесь собрано всё, что я люблю.

Вот прям щас смотрю параллельно клипы из фильма на ютубе и просто поражаюсь, как можно было представить эту историю так уродливо, как аффтар-не-буду-называть.

Гавестона тоже интересно изобразили: когда его изгоняют, в него все плюют, как в Серсею. А в пьесе его сравнивают с Еленой.

Ты гонишь,
Подобно шлюхе греческой, на гибель,
В бой смертный столько рыцарей отважных!
Не жди другой судьбы, чем смерть, о подлый!
Уж сам король тебя не защитит.

Сам Эдуард и в фильме, и в пьесе показан благородным мужчиной. просто поражаюсь, как можно было представить эту историю так уродливо, как аффтар-не-буду-называть. Я, кажется, уже это говорила

Теперь Эдуард будет ещё одним моим любимым английским королём (не то что бы я их много знаю) на пару с Вильгельмом III Оранским.

Спасибо Киту Марлоу (твои пьесы живут!), режиссёру Дереку Джармену, прекрасным актёрам Стивену Уоддингтону и Эндрю Тирнану, прекрасным Тильде Суинтон и Энни Леннокс, которые никогда не стыдились быть самими собой - экстравагантные и смелые женщины. Обыватели пусть смотрят плохие фильмы и читают плохие книги - им уже не помочь, а Кит Марлоу, Тильда и такие фильмы - это для элиты ;)

картинка Villi_Lapsi


Что ж до толпы, в которой только искры,
Что пеплом нищеты своей покрыты, -
Долой! Скорее льстить я буду ветру,
Что губ моих коснулся и летит.