Больше рецензий

14 января 2020 г. 14:11

340

4 Фотоплёнка как беретта

«Трубач у врат зари» мне нравится почти всем. И как он написан, и о чём. Молодые музыканты в блаженной памяти 1997-м – довольно выигрышная тема.

Помещение отзыва З. Прилепина в оформление обложки выглядит настораживающе подозрительно, эхо 60-х от другого критика тоже не в тему, а аннотация и вовсе беззастенчиво клевещет на главного героя. Он ни в коем разе не нонконформист, не бунтарь и тем более не еретик. Будь это так, не стоило и читать; ни к чему отпугивать одну аудиторию и обманом приманивать другую тупыми шаблонами.

Музыкальное училище и бунт совершенно не сочетаются в этой истории, написанной в реалистичном ключе.

Отсюда источник всех плюсов произведения, которое персонаж фильма «Соединённые Штаты Лиланда» назвал бы «слюнявый автобиографический роман». Слюнявый в том смысле что герой правдоподобно труслив, нерешителен, слаб и беспомощен. Автобиографичность лезет из всех щелей, настолько, что имя героя Олег Кастидзе, можно догадаться – подлинное у автора (чуть изменено как город Липецк). При многом, что автобиографичность даёт роману (практически всё?), она не дарит ему ни стопроцентной документальной ценности, ни подъёма к настоящей литературе высшей пробы. Романы о военных, сталеварах или школьниках могут быть сколь угодно занимательны, но рискуют замкнуться в “производственном”, социал-реалистическом жанре. В книге есть, но немногочисленны, места где автор пытается поднять своё произведение до высших смыслов, но потом, боюсь, снова скатывается в автобиографичность.

Можно увидеть нечто поучительное в том как сюжет расплескался и сошёл на нет. Так всё и заканчивается с людьми по-настоящему.