Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 января 2020 г. 19:25

4K

4 Прошлое – другая страна, когда всё делали по-другому и опыт людей был иным

В далёкие времена Средневековья опасность подстерегала на каждом шагу: можно было умереть в результате родов, неудачно свалиться с лошади и остаться на всю жизнь инвалидом или оказаться насмерть «замученным» докторами. Для человека тогда большое значение имела загробная жизнь, надежда попасть в рай и страх перед адом были для него реальностью, а не просто абстракцией.

Коллективный труд «Страдающее средневековье» знакомит читателя с историей и изменчивыми смыслами средневековых христианских образов. Мозаики, миниатюры и фрески наполняют странные, поразительные существа. Вызывающее, на современный взгляд, соседство святого и комично-непотребного, высокого и низкого (темы телесного низа) регистров было нормой в ту эпоху. Авторы называют такое сочетание «контрастным монтажом». Низкий регистр заключал в себе целый спектр значений: от смешной пародии до ассоциаций с плодородием и процветанием.
Многие предметы могли выступать и как символы добродетели, и как символы греха. Пример подобной дихотомии - часто встречающийся образ льва. Лев отождествлялся с евангелистом Марком и одновременно мог олицетворять сатану.
В книгах религиозного содержания присутствовали так называемые маргиналии – комичные или непристойные (или и то и другое) иллюстрации, расположенные не в центре листа, а на его окраинах. Одна из излюбленных тем маргиналий – телесный низ: пожирание и испражнение, дерьмо и семя, фаллос и зад, непристойность и плодородие. Вставки такого рода снижали пафос, огрубляли священные образы, выступая в качестве карикатур, пародий, своеобразного «перевёрнутого мира», где высокое и низкое менялось местами. К примеру, в принадлежащем одной французской даме часослове XIV века присутствует изображение «человечка в колпаке, напоминающем митру епископа. У него нет рук, зато есть огромный фаллос, который заканчивается ладонью, сложенной в жесте благословения».
Если неподготовленного читателя может поразить, что богобоязненные люди Средневековья позволяли себе такие вольности и проявляли повышенный интерес к скабрезным сценам, то для тех, кто в теме, это вряд ли будет новостью. Разноплановые сатирические изображения были важным политическим инструментом.
Решение американского журнала Life в 1948 году «отредактировать» публикуемую в нём миниатюру XV века, пройдясь ретушью по половым органам изображённых на миниатюре людей, иллюстрирует, как изменяется мировоззрение и как средневековая этика плохо сочетается с моралистскими предрассудками XIX-XX веков.

То, что в XV в. было приемлемо для заказчика-аристократа, спустя 500 лет показалось уже непристойностью.

Нередко можно встретить изображения гибридов (одна из форм монструозных образов, сращение человека и зверя). Согласно авторам, сегодня невозможно точно определить, какую роль должны были играть средневековые гибриды, эти одновременно устрашающие и смешные противоестественные существа. Одна из функций гибридов – демонстрация природы греха, зверя, скрывающегося в человеке. Другой задачей гибридов - забавных карикатур, не щадящих даже римских понтификов - было, вероятно, потешать публику.
Они могли также играть роль «амулетов», оберегающих владельцев рукописи от тёмных сил. Фигуры гибридов как способ напомнить об аде или просто декор, не несущий смысловой нагрузки? А может, средневековые творцы вкладывали в них какое-то иное, ускользающее от нас сегодня значение? Единого ответа не существует.

Смыслы, которые могли быть заключены в гибридах, столь же изменчивы и подвижны, как их тела.

Скрытый символизм позднего Средневековья хорошо просматривается на знаменитой картине Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». До сих пор специалисты не смогли подобрать ключи ко всем загадкам этого полотна.
Несколько фрагментов картины:
картинка nika_8 картинка nika_8 картинка nika_8
Специфическая двойственность, переходы от высокого к низкому, от сакрального к профанному характерны для средневековой иконографии и, можно предположить, для средневекового мировоззрения в целом.
Однако наметились признаки перемен. На излёте Средневековья церковь, прежде снисходительная, стала враждебно относиться к подобным непристойным образам. Мир менялся, набирающее силу движение Реформации бросило вызов католической церкви… В Раннее Новое время (XVI-XVII века) средневековой визуальной вольнице пришёл конец, контроль за церковной иконографией постепенно становился жёстче.

В книге подробно разбираются образы Троицы, одного из ключевых символов христианства. Средневековые мастера задавались вопросом, как следует изображать три ипостаси Бога. Святого Духа часто изображали в виде голубя или языка пламени, Христа - в виде младенца или взрослого, а Бога-Отца – в виде старца с бородой (также существовало мнение, что поскольку Бог вездесущ, его невозможно отобразить). Такое изображение Троицы понятно современному человеку, но в Средневековье было и много других, нередко на современный лад странных, способов изобразить триединого Бога. Его могли представлять и как монстра, возможно, чтобы показать тождество трёх ипостасей и при этом подчеркнуть их различие. Троицу иногда представляли «с двумя или тремя головами на одной шее, с тремя лицами, смотрящими в разные стороны, или с тремя телами, слитыми воедино». Женоподобные образы, фигуры без пола могли подчёркивать вездесущность божественного начала. Необходимо было визуально донести до непросвещённых мирян абстрактный и сложный для понимания образ.

Рассматривается связь алхимии с христианской иконографией. Основной задачей (opus magnum) алхимиков было отыскать философский камень, который, как считалось, можно было получить путём ряда манипуляций над четырьмя неблагородными металлами. В результате они должны были превратиться в эликсир, превращающий металлы в золото. Алхимики в Средние века использовали христианские образы, чтобы поднять собственный престиж. Они, к примеру, проводили аналогии между эпизодами из Писания и стадиями алхимического процесса.

Подобно воскресению, сублимация – переход вещества в газообразное состояние – подразумевала движение ввысь.

Повседневность также проникала в иконографию. Художники порой создавали иллюзию реальности, изображая священные сюжеты в привычной для зрителей того времени обстановке. Шпиль готического храма мог неожиданно возникнуть на изображениях Голгофы.

Образы отнюдь не были статичны. Их трансформацию легко проследить на примере Иосифа, мужа Девы Марии. Его изображали и как «смешного и жалкого старика», и как подкаблучника на побегушках у своей жены (Иосиф дремлет, готовит еду для Иисуса, выполняет «женскую» работу). Наряду с комичными образами, существовали и одухотворённо-возвышенные (отец-кормилец, глава семьи). Иосиф как любящий отец и кормилец младенца Христа, добывающий пропитание во время бегства святого семейства в Египет. Одни и те же события могли трактоваться по-разному, в зависимости от целей (высмеять или возвысить), которые ставили перед собой мастера.
В XVI веке Марию, Иосифа и маленького Христа также изображали как идеальную семью, что, вероятно, повлияло на возникновение протестантской традиции семейного портрета.
Следует отметить, что заголовки в книге подобраны так, как это обычно делают авторы постов в соцсетях, стремясь привлечь внимание («Иосиф – подкаблучник или кормилец?», «Гендерный беспорядок: кто в семье главный?»).

Подытоживая, средневековое искусство совмещало сакральное и комическое, божественное и эротическое, грани между которыми были зачастую очень тонкими.

Прочитано в рамках флешмоба "Нон-фикшн 2020".

Комментарии


Интересно! Наверное, до конца во всех этих смыслах никогда не разобраться. Решение журнала Life позабавило. Стыдливые какие.))


Спасибо за внимание! Да, средневековые люди бы их не поняли. :)


В далёкие времена Средневековья опасность подстерегала на каждом шагу: можно было умереть в результате родов, неудачно свалиться с лошади


Ну, с лошади я падал лично) От родов и сейчас умирают, но реже, а в странах 3 мира так вообще часто, и это жутко... словно в нашем мире есть некий мираж средневековья, в котором живут люди и... видят нас, ужасаясь нам...

человечка в колпаке, напоминающем митру епископа. У него нет рук, зато есть огромный фаллос, который заканчивается ладонью, сложенной в жесте благословения».


Похоже на картину Дали)
На днях перечитывал мрачноватый рассказ Платонова "Мусорный ветер", и там, что бы вы думали? был фактически этот образ священника... правда, он там как бы весь олицетворял собой...

Если неподготовленного читателя может поразить, что богобоязненные люди Средневековья позволяли себе такие вольности и проявляли повышенный интерес к скабрезным сценам, то для тех, кто в теме, это вряд ли будет новостью. Разноплановые сатирические изображения были важным политическим инструментом.


Ой, да там ведь не только в политике дело)
Это своего рода средневековый и инфернальный гештальт.
Так в Японии, с их запретами и стыдом на темы зада, например, теперь даже на тв есть игры с этой частью тела: стыд и страх как бы приближают к себе и не видят его, словно его и нет.
Так и в средние века: мучил грех и порок? искушал? Взяли, смешали нежно его с добром, поставив его тени, приблизили его, и ада и порока как бы и не стало))
Потому и так славен был "невинный" порок среди священников, особенно в Европе.
Забавно было, что штрафы за это были почти как сейчас для наших чиновников ( не в смысле блуда!!) - мизерное)
А тема вообще интересная, да. Всё самое сокровенное и искушающее нужно спрятать на самое видное место, и это не заметят: это к слову о готических чуть заострённых капюшончиках храмов, напоминающих одну интимную деталь у женщин...

Спасибо за рецензию)


Спасибо вам за внимание к моей длинной рецензии и отклик.:)

словно в нашем мире есть некий мираж средневековья, в котором живут люди и... видят нас, ужасаясь нам...

Красиво сказано...
Перечитала свой текст и вижу, что есть несколько спорных моментов, где мысли, которые я пыталась изложить, можно толковать двояко.) Вводным предложением я совсем не имела в виду, что средневековье было каким-то особенно мрачным временем, а сейчас всё хорошо. Мне просто хотелось подчеркнуть разницу в восприятии мира и опыте людей тогда и сейчас. Биологических, если можно так выразиться, рисков в прошлые эпохи было в среднем заметно больше, чем сегодня. Сейчас, даже в очень неблагополучных странах, всё-таки есть антибиотики и какая-никакая медицина. Свободы выбора у людей было намного меньше, происхождение и социальный статус во многом определяли идентичность...
А человеческая природа осталась такой же, никакого прогресса, как мне кажется, не наблюдается, если не... Недавно читала про одну историю конца XVI века. У короля Испании Филиппа II, пользующегося репутацией отнюдь не милосердного монарха, был некий государственный секретарь, который решил, или был вынужден, предать своего господина и переметнуться к врагам. Этому некогда близкому к персоне монарха человеку удалось бежать из страны, где остались его жена и дети. Король, естественно, был страшно зол на изменника (который к тому же начал сливать информацию его недругам), но не причинил вреда его семье. Дети даже получили спустя годы возможность навестить отца на чужбине... Понятно, как бы поступили Гитлер или Сталин с членами семьи такого перебежчика - врага народа.

На днях перечитывал мрачноватый рассказ Платонова "Мусорный ветер"

Интересно, но я думаю начать знакомство с рассказами Платонова с "По небу полуночи". А дальше посмотрим, как пойдёт.)

Так и в средние века: мучил грех и порок? искушал? Взяли, смешали нежно его с добром, поставив его тени, приблизили его, и ада и порока как бы и не стало))

Конечно! Все эти несколько вульгарные ("вульгарные" на наш взгляд, так как подобные оценки всегда субъективны и зависят исключительно от прикладываемых к ним критериев, разве нет?) описания и изображения было своего рода формой психотерапии. Заказать картину с изображением "перевёрнутого мира" как способ закрыть давно мучающий вас гештальт))
Но был ещё и политический аспект, когда люди своё недовольство по самым разным поводам (высокие налоги, голод и т.д.) выражали нападками на сексуальное поведение тех, кого они считали виновными. Насколько эти нападки были или не были обоснованны имело при этом крайне небольшое значение. Возможно, для конкретной, адресной критики ещё не было лексикона, да и далеко не все смогли бы её воспринять. Другое дело - какая-нибудь смешная карикатура, где "виновники всех бед" занимаются каким-нибудь непотребством. :)


Спасибо вам за внимание к моей длинной рецензии и отклик.:)

Да что вы, это вам спасибо за хорошую рецензию) В уютно и с душой написанной рецензии вовсе не обращаешь внимания на её длину)

Перечитала свой текст и вижу, что есть несколько спорных моментов, где мысли, которые я пыталась изложить, можно толковать двояко.)

Да нормально вы описали)
Это я так написал в комменте, мысли в слух)

Недавно читала про одну историю конца XVI века.

Здорово. Спасибо за информацию)
Хорошо, когда есть вот такое благородство.

Интересно, но я думаю начать знакомство с рассказами Платонова с "По небу полуночи". А дальше посмотрим, как пойдёт.)

Отличный выбор!
Если честно, сделали бы огромную ошибку, начав читать Платонова с "Мусорного ветра" - это один из самых мрачных рассказов в русской литературе.
Надеюсь вам "ангел" понравится)

Конечно! Все эти несколько вульгарные ("вульгарные" на наш взгляд, так как подобные оценки всегда субъективны и зависят исключительно от прикладываемых к ним критериев, разве нет?)

Вы правы... Не так давно где-то в России отличились, "замазав и закрыв" оголённые места на картинах на выставке к Мастеру и Маргарите и т.д.
Мол, детей это шокирует. А зачем детям на такие выставки ходить? Да и ханжество это...
Есть места на земле, где... простое оголение носа, губ, является более постыдным, нежели оголение груди.
Забавно)

Возможно, для конкретной, адресной критики ещё не было лексикона, да и далеко не все смогли бы её воспринять. Другое дело - какая-нибудь смешная карикатура, где "виновники всех бед" занимаются каким-нибудь непотребством. :)

Спасибо) С чуть нового ракурса взглянул на это..


Да, всегда интересно взглянуть на обсуждаемый вопрос с разных ракурсов)

Не так давно где-то в России отличились, "замазав и закрыв" оголённые места на картинах на выставке к Мастеру и Маргарите и т.д.

Тоже что-то слышала об этом... и это ведь не единичный случай. Если честно, не очень понимаю людей, которым подобное приходит в голову. Сейчас ведь все-таки не 1948 год... Да и в «респектабельных» музеях можно увидеть картины с оголенными местами, и как-то никого это не шокирует.
Почему-то вспомнилась картина «Происхождение мира» в музее Орсе)

Хорошо, когда есть вот такое благородство.

Ну в этой истории не все было радужно. Жену и детей этого перебежчика на время лишили свободы, какую-то его собственность конфисковали... и они были аристократами, с простыми людьми церемониться бы, наверное, не стали. И тем не менее, зная историю XX века с его тоталитарными обществами, некоторые эпизоды прошлого кажутся невинными и относительно гуманными... все зависит от того, с какого ракурса смотреть и что с чем сравнивать)

Кстати, со Старым Новым годом! :)


Если честно, не очень понимаю людей, которым подобное приходит в голову. Сейчас ведь все-таки не 1948 год... Да и в «респектабельных» музеях можно увидеть картины с оголенными местами, и как-то никого это не шокирует.
Почему-то вспомнилась картина «Происхождение мира» в музее Орсе)

А знаете, тут быть может проблема в типичной пошлости и жадности: хотели тупо сгрести денег, рекламируя выставку и для детей и для взрослых.
Про картину "Происхождение мира" хотел ещё написать в первом комменте, но мысль как то не туда свернула и проехала))

И вас со Старым Новым годом!)
Хороших книжных знакомств и чудесных рецензий)


А знаете, тут быть может проблема в типичной пошлости и жадности: хотели тупо сгрести денег, рекламируя выставку и для детей и для взрослых.

Да, наверное, всего понемногу тут намешано. Немножко пошлости, немного жадности, немного ханжества... плюс "имитация полезной деятельности". Гремучая смесь и совсем неаппетитная.)

И вам занимательных книжных открытий.)