Больше рецензий

11 января 2020 г. 14:34

626

1 В конце рецензии - мой ответ Кулешову. Это не пособие по истории и природе, а чисто авантюрный роман.

Что я могу сказать...
Про Оливье Лорагюэ д'Антрэга и Надежду Павловну Васильчикову. В 5-й главе 3-й части романа она вдруг сделалась Марией Фёдоровной (судя по кораблям, названным "Марией" и "Фёдоровной" в её честь). Но это не единственный ляп этой книги, -увлекательной как фантастико-приключенческое художественное произведение, но изобилующей недостоверными сведениями.
Месье Жаколио сильно преувеличил кровожадность соплеменников Виллиго нагарнуков, тех самых "пожирателей" огня, и других аборигенов Австралии. Он приписал им такие злодеяния, что, вспоминая отдельные эпизоды, я никак не могла заснуть в ночь со вторника 17.11.19 по среду 18.11.19 (и утром до 8 часов выспаться тоже не удалось, так как негр-садовник в 7:20 пришёл стричь кочки своей противной шумной машиной). То они отравляли воду в естественных маленьких колодцах, чтобы убивать белых переселенцев из Англии, да ещё добивали отравленных ими европейцев ножами; то они привязывали своих пленников к столбу пыток и там поджаривали их на медленном огне, да ещё женщины и дети кожу с них пластами сдирали; то они сдирали с захваченных ими европейцев кожу, когда европейцы были ещё живы, и даже топоним такой Луи Жаколио придумал - Залив Ободранных, на берегу которого аборигены якобы содрали кожу с троих живых английских матросов.
Что ещё Жаколио написал об аборигенах, - что единственным их божеством является луна как обиталище душ их предков (а у племени нагарнуков ещё и огонь). Предания, приводимые автором, красивы, но придуманы то ли им лично, то ли перефразированы с индейских преданий, так как ничего общего с настоящими австралийскими сказаниями (Dreamtime Stories) не имеют.
Между прочим, насчёт отравления колодцев всё было наоборот - это делали белые поселенцы, чтобы убивать аборигенов; правда, белые могли научиться этому у чернокожих теземцев, подобно тому, как они в Америке научились у индейцев снимать скальпы. С другой стороны, я не верю в то, чтобы аборигены отравляли драгоценную воду, которую надо было пить им самим и которую они издревле жёстко экономили для того, чтобы было чем утолить жажду. И не поверю, пока не получу доказательств.
Сведения о том, что австралийские племена в военное время становились каннибалами и поедали поверженного врага, имеются, особенно о туземцах островов Торресова пролива. Но это поджаривание на медленном огне и отрывание частей тел ещё живых пленников, - это Луи Жаколио списал с индейских племён (например, с шошонов), также как и обычай снимать скальпы. Ни доказательств существования у австралийцев столба пыток, тождественного индейскому, ни доказательств того, что обычай снимать скальпы существовал когда-то в Австралии, я не нашла. В англоязычной Википедии, более доверительной, чем русскоязычная, упоминается, что кроме Америки, обычай снимать скальпы существовал в Евразии (в частности, скифы снимали скальпы) и в Африке.
Индейские племена были наиболее изучены в 19 векe, и автору оставалось, по-видимому, только полагаться на сведения о наиболее изученных в его время диких племенах и собственную фантазию - большинство австралийских племён ко времени написания книги были полностью уничтожены и унесли с собой в могилы свои реальные обычаи. Поэтому месье Жаколио был вынужден верить легендам, услышанным от белых австралийцев во время его путешествия на Пятый континент, соединять легенды со своей писательской фантазией и придумывать собственные названия племён, а обычаи им придумывать на основе обычаев племён индейских.
Между тем, столь демонизированные автором женщины-аборигенки не имели в своих племенах и десятой доли той власти, которой наделил их Жаколио. Были и ещё остались чисто мужские религиозные обряды, при которых женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Ещё в конце 40-х гг. 20-го века женщин-аборигенок казнили, если они поглядывали на эти церемонии. Когда в 1960-х Дэвид Аттенборо приезжал в Австралию, этого уже не было - женщин и детей отгоняли от места проведения мужского обряда специальной дуделкой. А Филипп Вайпулданья упоминает и о женском празднике, женской разновидности корробори, которая на языке его соплеменников алава называется "дигга". Для мужчин - отдельные праздники, для женщин - отдельные.
Жаколио ни словом, ни звуком не упомянул об обрезании мальчиков-подростков, о настоящем австралийском посвящении-инициации и тесте на выживание, когда подросток должен был после посвящения уйти в пустыню.
Насчёт верований австралийцев, Жаколио не упомянул о таких божествах австралийского пантеона, как Байаме, Алтьира, Человек-Молния и Радужный Змей. Он о них попросту не знал.
Правда, я не знаю насчёт военных обычаев аборигенных племён - может, по их поводу в описаниях Жаколио и есть доля правды. Но и то Вайпулданья рассказывает другое.
К тому же это фантастика, настоящая научная фантастика. Электрического чудо-танка, который может и прекрасно летать, и ехать по суше, и плавать по воде и под водой, подобного "Римэмберу" персонажа книги капитана Спайерса, до сих пор никто не изобрёл (признаюсь, этот танк вдохновил меня), - поэтому эту книгу следует рассматривать исключительно как произведение фантастико-приключенческой литературы, а не пособие по истории и природе Австралии.
Насчёт австралийской природы у месье Жаколио также имеется ряд ляпов. В одном месте он упоминает, что в Австралии нигде не встретишь ни одной ядовитой змеи, - видно, никогда не слышал о тайпанах и змеях, которые так и называются смертельными, а также о других обитающих на Пятом континенте ядовитых гадах. В другом месте он пишет "ара и какаду", в то время как ара в Австралии живут лишь в зоопарках и в домах у любителей птиц, а в дикой природе они обитают только в тропической Америке. В третьем месте он пишет, что в Австралии живут летучие мыши-вампиры, которые убивают спящих людей, перегрызая им сонную артерию; на самом деле и настоящие вампиры, обитатели Южной Америки, не делают этого - они отнюдь не метят в сонную артерию, человек не является их излюбленной добычей, которую они-де предпочитают всякой другой, а главная опасность от этих маленьких монстров - не сам по себе укус, не ранки, нанесённые крылатым зверьком, а бешенство, которым вампир может заразить укушенного человека или зверя; в Австралии же обитает ложный вампир из группы листоносых летучих мышей, который не занимается ничем подобным из того, что описал Жаколио - это скорее хищник, который загрызает лягушек, маленьких пичужек и кузнечиков для того, чтобы их съесть. В четвёртом месте Жаколио пишет, что австралийские летучие лисицы питаются кровью, в то время как на самом деле они питаются плодами. И птиц воанго тоже нет и не было.
По геологии Австралии, о которой пишет Жаколио - я не нашла в Сети информации ни про какую гору Чёртов пик, нашла лишь про потухший вулкан, в кратере которого расположено одно из австралийских озёр. Про систему подземных гротов кра-фенуа я также не нашла нигде ничего, кроме как в книге Жаколио.
В целом я не ждала от книги слишком многого - я ждала лишь австралийских приключений. Поэтому меня коробит то, что перечислено выше, а не то, что месье Оливье ничего не делает сам и падает в обморок :-)