Больше рецензий

SedoyProk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2020 г. 11:47

457

5 «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя». (Юрий Левитанский)

А что выбираете Вы? Герои рассказа Чехова не мучаются выбором. Каждый из них определился. Старый Семён, прозванный Толковым, живёт по принципу «Ничего мне не надо, ничего не хочу». Вот такая простая позиция. А, чтобы доказать свою правоту, рассказывает историю Василия Сергеевича, дворянина, жизнь которого в ссылке полна жестоких потрясений и разочарований. Толковый говорит об этом с каким-то злорадством и упоением, подчёркивая правильность своего утилитарного подхода – ничего никому не должен, ни от кого ничего не хочу, свободный человек.
Самый страдающий человек в артели перевозчиков – молодой татарин, являющийся изгоем, которому достаются крохи потому, что остальные артельщики делили доход между собой, а над ним смеялись. И этот сильно пострадавший от несправедливой высылки из родных краев человек оказывается настоящим антиподом Толкового. Он прекрасно понимает страдания Василия Сергеевича, в отличие от Семёна сочувствует ему и, как может, объясняет – «Он хорошо... хорошо, а ты - худо! Ты худо! Барин хорошая душа, отличный, а ты зверь, ты худо! Барин живой, а ты дохлый... Бог создал человека, чтоб живой был, чтоб и радость была, и тоска была, и горе было, а ты хочешь ничего, значит, ты не живой, а камень, глина! Камню надо ничего и тебе ничего... Ты камень - и бог тебя не любит, а барина любит!»
Великолепный рассказ Чехова о живых и не живых.
Фраза - «Если у вас нету тёти то вам её не потерять
И если вы не живёте То вам и не, то вам и не
То вам и не умирать не умирать».
(Сергей Никитин)
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 082

Комментарии


Так это просто буддизм.


Вы про Толкового?


Да, про его позицию.


А что буддисты-мёртвые при жизни?!!


Ну почему. Просто человек спокойно и бесстрастно относился к жизни.


Толковый не бесстрастен. Он по-звериному злораден по отношению к живым людям.


Я этого сразу не уловила.


Толковый опасен своей жестокой эгоистической позицией - гребёт к себе, на всех плюёт с высокой колокольни. Ничего ему не надо, но над другими потешается.


Буддизм это практика. Эмпирический метод постепенной тренировки ума, позволяющий достичь удовлетворения, вы мягко и постепенно учитесь как положить конец страданиям.
Все чему учил Будда — это как избавиться от страданий.
Цель буддизма — достижение Просветления, состояния не обусловленного счастья, лежащего за пределами всех концепций и явлений.
Суть буддизма сводится к "ЧЕТЫРЕМ ИСТИНАМ":Существует страдание;Существует причина страдания;Существует путь, ведущий к прекращению страдания;
Существует прекращение страдания — нирвана.
Нет! У Толкового не философия, а полный уход в эгоистическое игнорирование жизни. Злорадство над другими.


Ну нет так нет.


Вот Вы - настоящий буддист! Нет так нет...


Я рассказ не помню. Из вашего отзыва я сначала выделила именно его спокойствие ко всему, что происходит вокруг, отсутствие больших ожиданий и как следствие - разочарований. Но если он злорадствовал над другими и навязывал свою позицию - тогда конечно, ситуация иная и к буддийской уравновешенности отношения не имеет.


Да! Вот такой он бяка-закаляка! Давайте, его гневно осудим! А татарина пожалеем... Он похоже тот ещё буддист.


Я вообще перестала что-либо понимать :) Надо рассказ перечитать для этого.


Да, не надо... Счас я перескажу...


Видимо, автор здесь продолжает полемику с Толстым на тему аскетизма, ставшего составной частью учения Толстого. Например, в рассказе "Без заглавия" чувствуется ироническое отношение Чехова к христианскому аскетизму. В этом же "просахалиненном" произведении (написанном уже после поездки на каторжный остров) аскетизм помогает приспособиться к страданиям. Антон Павлович, конечно, не отрицает мудрости аскезы, но место ей отводит в конце жизни человека. А споры между идеологическими противниками у него, как правило, заходят в тупик. Ведь у каждого своя правда, а настоящей правды не знает никто…


Если воспринимать идеологию Толкового как аскетизм (в чём лично я не согласен), то в конце рассказа Чехов однозначно показывает идеологию молодого татарина (жизнеутверждающая, стремящаяся прорасти сквозь камни), как однозначно более верную. А, что это - как не истинная? Противоположность идеологии Толкового (мёртвая) - татарина (жизненная), является истинной. Мне так показалось. Никакого тупика не увидел.


Позицию татарина можно было бы назвать истинной и жизненной, если бы все его личные мечты и стремления постоянно не опровергались этой самой жизнью. И ведь рассказ заканчивается его слезами…
Однозначного ответа я не увидела, финал (как рассказа, так и спора) оставлен открытым: «А дверь так и осталась не затворённой».


Слёзы татарина, страдания Василия Сергеевича - это жизнь, стремление к истине. А эгоцентризм и консерватизм Толкового - это смерть, а точнее мертвечина, которая ничего общего с истиной не может иметь. А двери и выводы у Чехова всегда открытые. "Однозначного ответа я не увидела" - это не к Антону Павловичу.


А двери и выводы у Чехова всегда открытые. "Однозначного ответа я не увидела" - это не к Антону Павловичу.

Так и я об этом же. Полностью согласна. Чехов никогда не присоединяется к какой-то одной из спорящих сторон. Но Вы сами себе противоречите, так как Вы однозначный ответ всё-таки увидели. И процитированными Вами моими словами я отвечала на Ваше однозначное мнение из предыдущего комментария:

в конце рассказа Чехов однозначно показывает идеологию молодого татарина (жизнеутверждающая, стремящаяся прорасти сквозь камни), как однозначно более верную.

А как же! Я же субъективен, поэтому для меня вывод однозначен, а Чехов только смеётся в сторонке...


Вот именно! Чехов только смеётся в сторонке, а не "однозначно показывает". Посмеёмся же вместе с ним и мы. Спасибо за дискуссию. Получилось весело!)))


Весело... А я всерьёз за молодого татарина и Василия Сергеевича переживаю... Жалко их.