Больше рецензий

Mythago

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2020 г. 14:11

2K

5

Жауме Кабре – современный каталонский писатель, который выбирает себе в персонажи вполне обычных людей, но рассказывает их истории в супер-закрученной форме. Даже не знаю, автору просто нравится так писать или ему приятно думать, как лихо он может запутать читателя. Однако, я уже читала роман «Я исповедуюсь», выполненный в таком же стиле, поэтому была готова внимательно следить за каждой деталью и складывать в голове паззл из персонажей и хронологии.

Многие поколения семья Женсана обитает в небольшом и уютном имении не далеко от Барселоны. Главными героями назначены самый младший Женсана – Микель Второй и его двоюродный дед Маурисий Безземельный. Остальные представители семейства тоже продемонстрируют свой характер, выбор и последствия. К именам персонажей Кабре добавляет постоянно изменяющиеся эпитеты: Непорочный, Отступник, Беглец или Изобретатель новых поколений – очень забавный и ловкий трюк рассказчика.

Взрослеет Микель Женсана на фоне социально-политической ситуации в Испании второй половины XX века: диктатура Франко, подполье и революционные социальные перемены. Я слабо знакома с чужими историческими событиями, да и книга, собственно, не о политике, но Кабре ясно показывает, как страну разрывало и трясло. Наследник почтенного семейства вырос натурой чувствительной и противоречивой, он поклоняется музыке и упорно ищет для себя богиню среди женщин.

Дедуля Маурисий рассказывает историю семьи Женсано из палаты в психбольнице, где производит фигурки из бумаги в промышленных масштабах, хранит семейный артефакт под подушкой и трижды в день ещё до обеда перерисовывает генеалогическое древо. Маурисий был увлечённым пианистом, его репертуар озвучен ещё в начале книги. Для полного погружения, я включала себе фортепианные произведения каталонского композитора Федерико Момпоу, а во второй половине книги добавила и концерт «Памяти ангела» Альбана Берга.

Семья Женсано, конечно, люди с выдумкой, но вполне обычные и не такие уж и интересные. Я читаю Жауме Кабре ради восхитительной формы, в которой он работает. Автор начинает с конца, насыпает целую толпу героев и сразу же объявляет некоторых уже покойными, а потом заворачивает повествование спиралями, переплетает их и не стесняется сменить время действия или голос рассказчика прямо посреди предложения. Такое исполнение понравится ценителям замысловатой литературной игры.