Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

7 января 2020 г. 14:05

2K

4

Рассказ Леонида Андреева "Бездна" обязательно читать вместе с письмом главного героя автору, Андреевым же написанным. Сам по себе рассказ довольно вымученный и искусственный, и я склонна согласиться с его именитыми критиками, Львом Толстым, что ситуация в нем представленная вряд ли могла произойти в реальной жизни. Письмо же ставит все точки над i, превращая финал из банального ужастика в настоящую трагедию.

Начало рассказа красиво и лирично. Двое молодых людей - студент-техник Немовецкий и гимназистка Зиночка - прогуливаются на лоне природы. Прекрасный вечер, божественный закат, разговоры о любви, робкие прикосновения руки к руке. Идиллическая картина, которую сначала портят надвигающиеся тучи, затем скабрезные шутки прохожих баб, а затем наступает истинный ужас. Решив возвращаться домой через лес, парочка наталкивается на антисоциальных типов, которые не долго думая дают студенту по башке, а гимназистку насилуют. Ситуация жуткая, но увы вполне возможная в жизни. Конечно, по ходу чтения возникает очень много вопросов. Откуда взялись эти мужики? Кто они? Недавно освободившиеся или беглые преступники? Что тогда они делали в лесу? Просто пьяные вахтовики? На кой им понадобилось насиловать Зину, если там вокруг роем роились проститутки? Почему они не убили ни Немовецкого, ни девушку, ведь те могли опознать их? Вопросов больше, чем ответов, но мы имеем, что имеем: влюбленная парочка на ночь глядя поперлась в лес, и девушку изнасиловали.

Дальше в рассказе и в письме развиваются два финала. Один - страшный и фантастический, другой - обыденный и от того не менее, если не более, страшный. В обоих финалах Немовецкий находит свою возлюбленную обнаженной и в бессознательном состоянии. И дальше герой раздваивается, совершая абсолютно разные поступки, которые, тем не менее, оба ведут к трагическому финалу. Что может быть трагичнее того, что уже случилось с Зиной, спросите вы. В первом варианте Андреев решил показать, что даже в душе у приятного интеллигентного юноши может таится бездна (отсюда и название произведения), а в ней - зверь. В этой параллельной реальности Немовецкий, охваченный похотью при виде голой Зины, совершает то же деяние, что до него совершили три отморозка. Я не случайно называю именно реальность рассказа параллельной, так финал письма кажется мне куда более вероятным в нашем мире. Зина приходит в себя и тянется к возлюбленному за поддержкой и утешением, а тот преисполняется отвращением и отшатывается от девушки. Его любовь к ней умирает в одно мгновение, он не может думать о Зине без омерзения. Девушка ни в чем не виновата, но она становится дважды жертвой: в первый раз, когда ее насилуют, а второй раз, когда "самавиновата".

В письме Андреев от лица своего героя рассуждает о практике двойных стандартов, при которых мужчине разрешается вести сексуальную жизнь до брака, а для женщины это крайне нежелательно. И уже не важно, была ли женщина изнасилована, вступила ли в связь по любви с одним единственным или по расчету со многими, она по-любому оказывается опозоренной и выбракованной. При этом к мужчине никаких претензий не предъявляется, он пользуется такой свободой в личной жизни, о которой женщине приходится лишь мечтать.

Леонид Андреев написал этот рассказ в 1902 году. Печально, что он актуален и поныне.

В рамках Игры в Классики

Комментарии


Про письмо Андреева даже не знал. Спасибо.
Но с Толстым не согласен. Искусство не должно рабски отражать реальность: оно должно в муках выстрадать или воссоздать свою реальность, где бы многое сошлось, что не могло сойтись и обняться в мире.

На кой им понадобилось насиловать Зину, если там вокруг роем роились проститутки?

К сожалению, таким людям важно внешнее противоборство и даже наличие нежности и девственной красоты, которую можно было бы... растоптать.
Реальность сюжета из письма - мерзкая и чудовищная, и, что печально - в этом смысле реальная. Но и реальность бездны, что не видна глазу - тоже реальна.

Не читали рассказ Акутагавы - Чистота О-Томи?
В ней мотив вроде другой, но... жутко чем то напоминает эту "бездну", что всегда рядом с человеком, между двумя людьми.


За наводку на Акутагаву - спасибо, обязательно почитаю.

Искусство не должно рабски отражать реальность

Рабски не должно, но проблемы, им поднимаемые, должны иметь отношение к реальному миру, в котором мы с вами живем. Это одинаково справедливо как для кондового реализма, так и для фэнтези с гномами и эльфами, иначе все это было бы неинтересно читать.
А ситуация, изображенная непосредственно в рассказе, на мой взгляд, слишком уж надуманна. Не хочу сказать, что такого в принципе не могло быть, но случай уникальный. С ним сложно раскрыть какую-либо проблему, именно поэтому письмо Немовецкого так хорошо его оттеняет. Думаю, что и сам Андреев это понял, потому и написал письмо.


А ситуация, изображенная непосредственно в рассказе, на мой взгляд, слишком уж надуманна. Не хочу сказать, что такого в принципе не могло быть, но случай уникальный. С ним сложно раскрыть какую-либо проблему, именно поэтому письмо


Ну, тут палка о двух концах)
Согласен с вами, что искусство не должно отрываться от реальности и делать её искусственной в себе ( вещь в себе).
Всего должно быть в меру. Но есть же узоры искусства. Есть в конце концов символизм… есть бездны экзистенциальные и абсурдные, которые не подчиняются законам природы, вроде бы, так же, как шаровая молния нарушает законы природы ( по крайне мере те, о которых мы знаем).
Есть вещи Кафки, Андрея Платонова, Саши Соколова и Беккета, где тоже вроде бы… жизнь как бы приподнимается в невесомость и живёт в себя, куда-то ещё. Но это не значит, что она оторвалась от земли. Нет, она развивает нечто в жизни и душе, что не имеет не земле… прямых и стройных линий чувств и смыслов.
В этом смысле поступок гг — это как густое зерно бездны… некоего чувства обнажённого, бессознательного.
А где оно прорастает? Да в самых разных моментах… даже в тех, где любящие мужья, вдруг.. насилуют в ссоре своих жён; где вроде бы хороший до сего дня человек. ещё минуту назад — хороший, совершает с собой или с другим — нечто ужасное. Вот что страшно и безумно.
Так что, Андреев понимал эту истину, чуточку обогнавшую время ( она близка к экзистенциализму Сартра), но встречая непонимание друзей или читателей — пошёл на компромисс письма.


Ого,какой откровенный и сколь реалистичный рассказ был написан в то время!Читать его не решаюсь,но спасибо за рецензию!


На самом деле, он маленький и без откровенных сцен. Читать вполне можно, но обязательно с письмом Немовецкого


Уговорила:) Сильный рассказ и письмо конечно важная его часть. Ломаю голову, насколько нереалистична первая версия и почему-то кажется,что и такое могло бы быть


Если можно, дайте ссылку на письмо. Не могу найти


На сайте на букву ф я скачала текст рассказа с письмом