Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2020 г. 05:16

777

2

Действие книги - в основном вторая половина XIX века. Здесь речь ведется от лица человека, страдающего раздвоением личности. Роман выполнен в форме дневника - записи ведутся от имени нотариуса Симонини и аббата Даллы Пиколлы. Симонини - гурман, шпион, человек, занимающийся подделкой документов, прохвост, циник, очень хитрый человек. Далла Пиккола - в основном наблюдатель и комментатор. Написано так, как будто рассказчик в замешательстве относительно своей персоны. Есть отдельная глава «Кто я?», есть малоуспешные попытки установить, что что Симонини и Далла Пиккола разные люди. Например:

«Вы копались в моих бумагах в восемь часов утра, я за вами побежал. Я копался в ваших бумагах в одиннадцать, вы за мной побежали. <…> Но это вовсе не означает, что мы - раздельные люди. Одна и та же личность может помнить о посещение Ктотакова утром в восемь, после этого все забыть и, уже преобразившись в Далла Пиккола, помнить, что Ктотаков посещал его в тот же день в одиннадцать».

В книге «Таинственное пламя царицы Лоаны» (первая прочитанная мной книга У. Эко) мне уже встречался человек с потерей памяти и попытками установить свою личность. Во второй прочитанной мной книге У. Эко - вариация, только уже с раздвоением личности и с перенесением действия книги на век раньше. В книге с упоминанием в названии царицы Лоаны повествование об обложках журналов, перечисление афиш и разглядывание рисунков из комиксов перемежается отрывками о военных действиях. В «Пражском кладбище» - слова об убитых и шпионаже перемежаются с повествованием о подделке документов. Периодически всплывает то или иное упоминание еды. В начале книги о еде особенно много - книгу начинаешь с впечатлением «О, рецептик!». Заканчиваешь «Фу, грязь!», т.к. к концу повествования количество оболганных, оклеветанных, подставленных, убитых в тех или иных обстоятельствах людей достигает невероятного значения - книга полна ненависти. Местами она очень жуткая - не рекомендую книгу впечатлительным людям. Распутывая клубок повествования, можно наткнуться на упоминания событий, которые могли иметь место в реальной жизни - например, эпизод с гибелью Ньево (итальянский писатель, публицист и политический деятель, живший в XIX веке) в результате затопления корабля.

Роман У. Эко получился очень вычурный и мудреный. Из похожих по стилю историй мне попадались книги Шарова «До и во время» и Хавьера Сиерры «Тайная вечеря». После прочтения подобных книг чувствуется, что читателю явно не хватает знаний (а местами и здорового скептицизма) - здесь мне, как минимум, не хватило знания истории Италии и Франции XIX века. Наверное, мне бы стоило читать больше нехудожественной литературы - книг познавательного характера. Тогда я смогу более объективно оценивать книги - в т. ч. такую, как только что прочитанная.

Комментарии


Именно по причине периодического непонимания и ощущения, что упускаю что-то важное, все время откладываю чтение Эко.