Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 декабря 2019 г. 09:50

297

4

Смех - такое многоплановое явление, что изучать его можно чуть ли не в любой науке от биологии до философии, тем не менее, автор предлагает нечто иное – новую дисциплину, которую называет антропологией смеха. И в этом что-то есть, по крайней мере читать эту книгу было интересно, потому что она построена именно как комплексное учение о смехе, демонстрирующее его с разных ракурсов.

Это не популярное издание, а авторская монография. Текст серьезный и аргументированный, но несмотря на это, читается легко, видимо, потому, что сам предмет отлично знаком каждому, и философские, семиотические, психологические, лингвистические тезисы хорошо ложатся даже на самые скромные возможности понимания. Тем более, что и автор начинает с историко-культурных азов, пытаясь определить понятие «смешное» и приходя к выводу, что подлинные объекты юмора лежат внутри самого человека. Его базовая идея, вытекающая из первой главы: юмор субъективен. Можно с ней соглашаться или не соглашаться, но хочется обдумать и читать дальше.

А дальше автор погружает читателя в филогенез смеха, начиная с протосмеха высших животных и заканчивая функциями смеха и юмора у человека. Анализ приводит его к выводу, что и смех, и юмор – формы самоотрицания: на уровне личности оно – юмор, на коммуникативном уровне – смех. А дальше он развивает эту идею в контексте игры и смысла. Игра порядка (культура) и игра беспорядка (наследие социальной игры приматов) рассмотрены как противоположные друг другу и сопоставлены соответственно с иронией и юмором. Как считает автор, юмор прерывает и отменяет привычную для человека коммуникацию, основанную на символах, и возвращает его, так сказать, к исконнему. Смехом человек бунтует против символического семиозиса! На уровне языка этот бунт проявляется юмором, а на уровне речи – смехом, разрушающим языковые знаки. Тем не менее подлинная причина, по которой мы смеемся, - наше состояние: катарсически освобождая нас от мыслей и слов, смех «отменяет» и рациональные действия, давая человеку природную передышку от культурогенеза.

И в этом смех проявляет себя как наследние доречевой коммуникации человека. Автор считает его непроизвольным и в каком-то смысле бессознательным явлением, которое, в общем, и не совсем подвластно культуре, хотя у современного человека полностью находится под ее властью и давлением. Рассматривая эволюцию смеха в социокультурном контексте, автор вводит новый термин – «декарнавализация». Она существует в форме сатиры: разоблачая зло, сатирик пользуется своеобразным средством – «бессознательными игровыми сигналами миролюбия», - что делает эти разоблачения несерьезными, а потому и не очень действенными, скорее, только слегка будирующими общественное сознание.

Читать все это было очень любопытно и познавательно, ведь привычные вещи (смех, юмор, ирония, сатира) открываются какими-то новыми сторонами. И, вроде, по всему выходит, что «казаться улыбчивым и простым» - это вовсе не «самое высшее в мире искусство».

картинка winpoo

Комментарии


У Честертона, напротив, смех морален:

Всякая радость, даже грубый смех, начинается с того, что мы найдем и сразим что-нибудь явственно дурное.

Сколько же разных подходов к этой теме...


И не говорите! - Вопрос интерпретации. :) Здесь, фактически, возвращение смеха к биологическим истокам и противопоставление социокультурному.


Мне кажется, автор книги не совсем прав) Или не во всём) Конечно, есть и такой смех, восходящий к животному наследию, так сказать. Но в то же время, я уверена, что чувство юмора - одно из высших проявлений человеческой природы.
Есть шутки "ниже пояса", понятно, что они "наследие животных предков", а есть тонкий юмор, ирония и так далее - и это уже совсем другое) Хотя выживать, разумеется, помогает, это точно))) А вообще не раз убеждалась, что люди без чувства юмора - интеллектуально бедны и малоинтересны...
Спасибо за интересную рецензию!


Интуитивно я тоже думаю о происхождении смеха по-другому, но теория автора мне все равно кажется интересной и имеющей право на существование. Здесь больше речь идет не о шутках и юморе и не столько о содержании смеховой культуры, сколько о смехе как психологическом и социокультурном явлении, его филогенезе. :)