Больше рецензий

PavelMozhejko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2019 г. 13:34

182

5 «Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, — это свет» (Клод Моне)

Подобно тому, как вино из одуванчиков в повести Рэя Брэдбери, это «пойманное и закупоренное в бутылки лето», картины великого французского импрессиониста Клода Моне (1840-1926) – это пойманный и закупоренный свет. Даже если вы не разбираетесь в изобразительном искусстве, едва ли станете отрицать то, что картины Моне, нет, не светятся мертвенным фосфором, а передают само «ощущение света». И неспроста его картинами восхищались великие поэты, такие, например, как О. Мандельштам:

«Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, —
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.»

картинка PavelMozhejko

Биография в форме графического романа – модный тренд, как и сам графический роман в роли популярного жанра (суб)литературы. И казалось бы, чьи биографии могут быть ближе к жанру, как не самих художников? Роман «Моне. По ту сторону холста» особый. На нем так и просится штамп «Сделано с любовью». Стилизованный графически «под живопись», благодаря отличной работе художника Рикарду Эфе (посмотрите в интернете его другие работы) и интересно написанный, благодаря писательскому мастерству сценариста Сальвадора Рубио, этот роман не столько творит новую историю, сколько отдает дань творчеству главного героя повествования.
картинка PavelMozhejko
Если вы услышите всего два слова: «жизнь художника» и быстро запишите возникшие у вас ассоциации, то с большой вероятностью получите весь основной сюжет этой книги. Да, да… Жизнь Клода Моне, как бы странно это не прозвучало, до безобразия банальна с точки зрения обывателя, и напоминает набор стандартных приемов любой приличной голливудской биографической драмы. Посудите сами:
- брошенная учеба в школе в угоду рисованию;
- встреча с «главным учителем» (Эжен Буден);
- первый успех, богемная жизнь;
- первая отрицательная критика;
- первая любовь, финансовые трудности;
- незапланированный ребенок;
- бедность и клевета, бесконечные долги;
- попытка самоубийства (утопление);
- потеря друзей (война и пагубные привычки);
- любовница (жена спонсора Моне, гуляки и растратчика Эрнеста Ошеде);
- скоропостижная смерть жены;
- предательство своих принципов и идеалов (сотрудничество с Салоном);
- запоздалая слава и признание;
- временная слепота с последующим нарушением восприятия цвета;
- тихая старость в собственноручно построенном райском уголке (сад Моне в Жаверни, см. видео ниже).
Как видно из перечисленного выше, вполне яркая и непростая, но при этом довольно предсказуемая история для жизни великого художника. И действительно, сила и красота этого графического романа не в самой истории (хотя, как я писал выше, текст написан идеально и лаконично, не провисая, и не забивая книгу лишней информацией), а в том, как она, история, вписана в произведения Клода Моне. Именно так! Повторю: не то, как вписаны картины в историю, а то, как жизнь Моне вписана в его же картины! Этот довольно нестандартный прием делает книгу настоящей арт-головоломкой. Авторы на разный лад переосмысливают картины художника, и то вписывают его в них, то рисуют сцену как бы «от лица» картины, то зеркалят постановку, то чуть больше приобнажают плечо героини картины… Посмотрите сами, на некоторые приемы, которые авторы в конце книги любезно демонстрируют.
картинка PavelMozhejko
картинка PavelMozhejko
Как вы уже заметили, для того, чтобы быть точными в деталях пейзажей и интерьеров в сценах, авторы использовали картины и других художников. Замечательно! Арт-ребус усложняется!
А сколько отсылок к картинам Моне вы найдете на этом развороте?
картинка PavelMozhejko

***
«Моне. По ту сторону холста» - во всех смыслах крепкая и серьезная работа, явно выбивающаяся из ряда более простых графических биографий. Она одновременно коротко, но увлекательно знакомит читателя с жизнью художника, а также остроумно интригует изучать его наследие. Но стоит добавить и некоторые опасения по целевой аудитории данного произведения. Я не думаю, что эта книга может сказать что-то новое для настоящих ценителей изобразительного искусства, а тем более живописи Клода Моне. Также, книга едва ли принесет удовольствие читателям, далеким от живописи, которые просто не считают главную «фишку» романа в виде скрытых в нем картин. Лучше всего эта книга подойдет для тех, кто в целом разбирается в искусстве и сходу назовет несколько картин Клода Моне, но тем не менее не прочь познакомиться с его творчеством и жизнью поближе, т.е. для большинства любознательных читателей с хорошим и широким вкусом.
картинка PavelMozhejko

МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ:
Так как эту графическую новеллу я читал «с экрана», с источника в цифровом формате, то ничего конкретного о бумажном издании сказать не могу.

ПОТЕРЯЛ БЫ Я ЧТО-НИБУДЬ, ЕСЛИ БЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛ:
Да. Этот графический роман – отличный пример того, как из яркой, но типичной биографии сделать увлекательнейший арт-ребус, совмещающий в себе познавательную и развлекательную функции.

КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ:
Тем, кто периодически интересуется изобразительным искусством во всех его проявлениях, но при этом не является в этом вопросе экспертом.

ВИДЕО В ТЕМУ: Мини-лекция про Клода Моне от портала «ART I FACTS».

11:02

<= эта рецензия в общем доступе