Больше рецензий

14 декабря 2019 г. 20:00

2K

4.5 Бракосочетание американского крутого романа и английского детектива

Я большой поклонник этого поджанра - известная личность распутывает преступление. Зная весь ад, в который может превратиться подобная книга, что-то нормальное выглядит просто жемчужиной, а нечто "чуть выше среднего" - просто шедевром.

Что же мне так понравилось в этой книге? Умелое жонглирование сказочностью и реальностью. А ещё персонажи. В кои-то веки мне не приходилось перелистывать книгу или вяло думать "А это ещё кто? Тот, кто в начале покурил сигарету или тот, у кого слабое рукопожатие?". Смачность эпизодов не оставляет двузначности - ты запоминаешь каждого персонажа и совершённые им действия.

Итак, абсолютно сказочный зачин: чтобы защититься от завистливого конкурента Цинь Су, по настоянию своей жены Гудини нанимает пинкертоновского сыщика Фила Бомонда и едет с ним по приглашению в английскую глушь на спиритический сеанс, где будет присутствовать и сэр Артур Конан Дойль. Уфффф. Превратить весь этот смачный бед в бред, в котором проскальзывают следы реализма, задача неподъёмная. Но именно потому, что книге это удалось, настолько высокая оценка.

Кстати, только сейчас прочитала на ЛЛ биографию писателя. Даже удивительно, что у него в творческой биографии наличествуют мистические триллеры. Проверю-ка я на гудридсе. ...Что ж, проверила, не исключаю, что просто плохо у нас перевели нечто вроде Joshua Croft Mysteries, что является "Загадками", но никак не мистериями или мистикой. Вот как раз немного зашкаливающий материализм автора меня и резанул. Потому что, с одной стороны, автор старается быть объективным, а с другой - именно в случае с сэром Артуром у автора появляется стервозная нотка в описании фанатичной веры Дойля во всё сверхъестественное. Да и вообще именно с сэром Артуром Саттертуэйт начинает впадать в "ошибку всех новичков", то есть вываливать сведения из био исторической личности. Ну, у меня две другие книги Саттертуэйта для прочтения в виш-листе, так что если мне начнут его взгляды портить чтение, буду снижать баллы, пока что прощаю с криком "кто из нас без греха?".

Понятно, что Гудини намного больший молодец, потому что Саттертуэйт пишет для американской публики, потрафляя её вкусам и квасному патриотизму, в чём честно и сознаётся))) Так что именно Гудини предстоит выяснить, что же происходит в поместье, а тут и выстрел в группу гостей, смерть старого лорда, появление призраков. И, разумеется, красотки в кровати Фила Бомонда)) Ну, если бы я не опознала стиль обожаемого Хэммета, стыд был бы мне и позор)))

Мне понравился Гудини, хотя обычно он мне не нравится ни как персонаж, ни как историческая персона. Тут он законченный эгоист, но очень милый и готовый потрафить окружающим людям - в конце концов, они все не родились Гудини, стоит их пожалеть. Яркие и самовлюблённые остальные персонажи - тоже согрели мне сердечко.

Второй персонаж, от имени которого ведётся речь - это Джейн Тёрнер. И тут автор показал себя даже лучше, чем когда вёл речь от имени мужчины. Иронический, чуть меланхоличный стиль, вечная насмешка и вечная грусть. Открою тайну, которая стала мне известна из аннотаций, Джейн Тёрнер станет сквозным персонажем во всей трилогии вместе с Филом Бомондом. Так что мне предстоит ещё наслаждение стилем. А когда закончится трилогия, я уже загребаю к себе Wilde West - про гастроли Уайльда по Америке (тоже с детективом).

Но вернёмся к сюжету. Хороший ли он? Ммммм. Как бы сказать... Неплохой. Не скажу, что это идеальный детектив, но он... оригинальный. Да, шикарное слово. Он абсолютно самобытный. В этом поджанре "фикшн био" требуется некая опереточность, гиперболизация. Я сравниваю их с мюзиклом. И да, для мюзикла, для некой чисто визуальной феерии, книга идеальна. Чисто как детективная загадка, она может проигрывать, но... Так ли это важно? Это чистое удовольствие, когда от жанра нуара и классического детектива взяли лучшие элементы. И да, от реализма тоже взяли, так как концовка с тем, что "загадки существует вовсе не для того, чтобы их разгадывали, разоблачение действует на всех окружающих" - это действительно красивый штрих, который выдёргивает сюжет из художественной условности и придаёт всему последний завершающий аккорд настоящести. Я проглотила книгу за сутки, так что рекомендовать могу смело.

В одной из рец тут написали, что хорошо бы кто-нибудь спалил все литературные аллюзии. Мне кажется, Саттертуэйт не переусердствовал, чтобы не снизить реалистичности. Но две параллели удалось спалить: инспектор Марш, который постоянно цитирует Шекспира, это Питер Уимзи (кто дочитает книгу до конца, поймёт, где скрывался эффект пародии), также за столом упоминают Ребекку Винтер, которая видела привидений. Ну, если вы не знаете имени Ребекки Винтер, то начинать надо с детективных азов ;)

Комментарии


Классно рассказала, думаю, может утянуть в закрома на будущее)


Давай. Сейчас вторую часть читаю, она похуже. А эта очень даже.